В. Лебедев
Для самых маленьких
Работа художника в книге для дошкольника
Работа художника над книгой для детей или альбомом рисунков (с подписями и без них) крайне специфична.
Постараться по-настоящему подойти к интересам ребенка, как-то сжиться с его желаниями, вспомнить себя в детстве – одна из главнейших задач художника. Это предостережет художника от многих неверных шагов на пути его творчества.
Сознательно и с неослабевающей энергией сохранить определенный ритм на протяжении всей книги, то ускоряя, то за медляя его плавными переходами, – вот тоже едва ли не основное условие.
Рисунок может быть очень обобщенным, плоскостным (хорошо сидящим в бумаге), но он никогда не должен быть схемой, увешанной деталями.
Желательно, чтобы рисунки в книжках для маленьких, если они иллюстрируют текст, показывали главных персонажей, объясняли их, позволяли множить их действия – фантазировать. Среда, в которой действуют эти персонажи, может быть «объяснена» в меру нужности ее и не должна быть загружена в ущерб персонажам.
Книжка-альбом (к сожалению, мы их мало делаем) стро ится по-иному. Здесь «предметы» имеют значение во взаимосвязи, в зависимости от того, какую работу они несут в данной ком позиции.
Страница должна приковывать внимание целиком. Детали прочитываются только после понимания общего замысла.
Общий замысел и известный такт должны помочь худож нику воздержаться от внесения в композицию рисунков, непосред ственно сделанных с натуры (при всей удачности такие рисунки часто вносят много натуралистического сора).
Очень нежелательно заполнять «пустоты» росчерком или вымученной отсебятиной.
Рисунок и текст должны быть разрешены возможно интенсивнее.
Декоративность решается не прихотливостью орнамента, а объединением всех форм в единый организм. Цвет, извлеченный из краски путем сопоставления количеств окрашенных плоско стей, обеспечивает живописную силу рисунка.
Просто яркость, пестрота еще недостаточны. Дети – чуткие наблюдатели, но склонны на первых шагах удовлетворять ся эффектным – не нужно ограничивать их возможностей.
Книжка должна вызывать радостное ощущение, направ лять игровое начало на деятельность ребенка и желание побольше узнать.
Холодные «поучения» не вызовут нужных эмоций, так же как и излишняя гротескность, карикатурность.
Детская книжка должна быть предметом прочным, пригод ным для коллективного пользования. Я лично считаю, что у нас все еще крайне робко внедряются в издательскую практику коленкор и картон.
Бюллетень «Книга для детей». М., Государственное издательство детской литературы Наркомпроса РСФСР, 10 марта 1946 года.
|