шуховская башня

Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

М. Краснова

Искусство авангарда.
Генезис изобразительных форм

 

Вопрос о генезисе художественных форм стоит всегда очень остро, особенно когда это касается авангарда, потому что здесь этот вопрос напрямую связан с вопросом о приоритете.

И если влияние, которое оказала современная – на тот момент – живопись, в частности, работы французских мастеров, на стихи В.В. Маяковского и Д.Д. Бурлюка очевидно, то вопрос о влиянии литературных источников на изобразительные искусства оставался в тени. По самому своему материалу, по принципу восприятия зрительное искусство кажется первичнее искусства словесного. Однако правило это не без исключений.

В 1918-1921 гг. А.М. Родченко работал над тремя сериями пространственных конструкций, созданных по принципу одинаковых форм. Взяв какой-либо элемент, например, деревянный брусок, он, соединяя такие элементы в различных конфигурациях, выстраивал структуры, где обыгрывалась именно стандартность, повторяемость и, в конечном счете, простота исходного элемента в сопоставлении и противопоставлении со сложностью и нестандартностью конструкции в целом.

А. Родченко. Пространственная конструкция № 22 (по принципу одинаковых форм). Стоящая. 1921
А. Родченко. Пространственная конструкция № 21 (по принципу одинаковых форм). Стоящая. 1921

 

Этот плодотворный и оригинальный опыт имел, тем не менее, прецедент в литературе. Еще в 1910 г. поэт Игорь-Северянин создал стихотворение «Квадрат квадратов», где продемонстрировал высочайшее композиционное мастерство, варьируя ограниченно число константных стихотворных единиц и путем виртуозной перестановки добиваясь наглядной трансформации стихотворения. Перестановка не касалась исходного – ограниченного и небогатого – смысла, а целиком пребывала в пределах конструкции. Стихотворение, будто кристалл с подвижными сочленениями или кубик Рубика, преображалось на глазах, качественно не меняясь. Можно сравнить опыт, поставленный Игорем-Северянином, и с действием зрительной игрушки – калейдоскопа, такое сравнение в полной мере соединит искусства визуальные со словесным, где главное, в данном случае, соразмерность и ритмичность.

 

Никогда ни о чем не хочу говорить…

О поверь! Я устал, я совсем изнемог…

Был года палачом, – палачу не парить…

Точно зверь, заплутал меж поэм и тревог…

 

Ни о чем никогда говорить не хочу…

Я устал… О поверь! Изнемог я совсем…

Палачом был года, – не парить палачу…

Заплутал, точно зверь, меж тревог и поэм…

 

Не хочу говорить никогда ни о чем…

Я совсем изнемог… О поверь! Я устал…

Палачу не парить!.. был года палачом…

Меж поэм и тревог, точно зверь, заплутал…

 

Говорить не хочу ни о чем никогда!..

Изнемог я совсем, я устал, о поверь!

Не парить палачу!.. палачом был года!

Меж тревог и поэм заплутал, точно зверь!..

 

Система перестановок, выполненных автором, такова.

1.

I.

a B C d

Исходное четверостишие

 

II.

E G R  
 

III.

N V

 
 

IV.

OpqW

 
 

2.

I.

B a d C

Попарная перестановка элементов внутри пар (aB) и (CD)

 

II.

G E Я

Попарная перестановка первых двух элементов + инверсия последнего элемента

 

III.

D L

Инверсия обоих элементов

 

IV.

pOq M

Попарная перестановка элементов первой пары (pO) + инверсия последнего элемента (W)

 

3.

I.

C d a B

Попарная перестановка элементов + перестановка пар

 

II.

R E G

Поворот вокруг центральной оси (E) + инверсия последнего элемента (Я)

 

III.

V N

Инверсия обоих элементов + попарная перестановка

 

IV.

qWOp

перестановка пар + инверсия последнего элемента (M) + попарная перестановка элементов в первой паре (pO)

 

4.

I.

d C B a

Попарная перестановка элементов внутри пар

 

II.

Я G E

Инверсия первого элемента + попарная перестановка двух последних

 

III.

L D

Инверсия обоих элементов

 

IV.

q M pO

Инверсия последнего элемента второй пары (W) + попарная перестановка в последней паре

 

a – никогда

B – ни о чем

C – не хочу

d – говорить

E – О поверь!

G – я устал

R – я совсем изнемог (Я – изнемог я совсем) – попарная перестановка

N – был года палачом (D - палачом был года) – попарная перестановка

V – палачу не парить (L - не парить палачу) – попарная перестановка

O – точно зверь

p – заплутал

q – меж

W – поэм и тревог (M – тревог и поэм) – инверсия

 

Я не анализирую здесь то, откуда и мог ли вообще знать А.М. Родченко это стихотворение. Скажу лишь, что Игорь-Северянин некоторое время тесно общался с поэтами-кубофутуристами, в том числе с В.В. Маяковским, Д.Д. Бурлюком и проч., и стихи его вполне могли быть известны хотя бы потому, что за новыми книгами Игоря-Северянина, появившимися после выхода сборника «Громокипящий кубок» (1913), напряженно следили читатели. Современник вспоминал – стихи Игоря-Северянина заинтересовали с первых журнальных публикаций (1) . Смелость же, с которой он предвосхитил многие изобразительные опыты, поразительна.

 

Примечания

(1) Давид Бурлюк. Интересные встречи. М., «Русская деревня», 2005, с. 37.

 

Журнал «Техническая эстетика и промышленный дизайн», № 4, 2006.

 

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс