HYPERBOREOS

ВЫПУСК 2 (26 мая 1999)



Предыдущий выпуск К архивам На главную Следующий выпуск

Общие работы по языку поэзии

Бабенко Н.Г. Окказиональная фразеология. Опыт структурно-семантического анализа // Актуальные проблемы лингвистической семантики. Калининград, 1988. С.17-27.

ключевые слова: фразеология
язык поэзии
Бродский И.А.
Цветков А.
Шварц Е.А.
Аннотация:
В работе рассматриваются основные принципы трансформации фразеологических единиц в современных поэтических текстах и дается классификация этих принципов.
Из конспекта:
Фразеологические окказионализмы - "индивидуально-авторские образования, представляющие собой семантическую или структурно-семантическую модификацию узуальных фразеологизмов" (17)
Типы модификации: 1) расщепление ФЕ и замена одного компонента другим
Пример:
Но в головах дамоклов кукиш Для пущей вечности висит
(А.Цветков)
формула: (дамоклов меч) - (меч) + (кукиш)
актуализируется не только "слагаемое", но и "вычитаемое" - работают оба смысла. (иногда может происходить замена обоих компонентов двусловной ФЕ - мужиковская весна у А.Вознесенского) 2) внедрение в структуру ФЕ "чужой лексемы" (дефразеологизация)
Где только наша не пропадала
Где только наша не сиротела
Где только наша не горевала
(Е.Летов)
3) контекст обусловливает реализацию одновременно фразеологического и свободного значений
Страны путают карты, привыкнув к чужим широтам. (И.Бродский)
4) окказиональное расширение сочетаемостных возможностей лексем, характеризующихся в узусе крайне узкой сочетаемостью
Мгновенно припомнишь дотла
Квартиру с ее обстановкой
(А.Цветков)
5) особая разновидность семантической трансформации узуальных ФЕ, которую можно выявить только в пределах макроконтекста (в идеале - контекста творчества) В качестве примера здесь приводится "оценочная интерпретация М.Цветаевой составляющих фразеологической синонимической парадигмы "в меру", "золотая середина""

И.А. Бродский

Ахапкин Д. Еще раз о "чеховском лиризме" у Бродского // Русская филология: Сборник научных работ молодых филологов. Тарту, 1999. Вып. 10. С.143-151.
ISSN 1406-0019

ключевые слова:
"Посвящается Чехову"
"Посвящается Ялте"
Чехов А.П.
Лосев Л.
Аннотация:
Анализируется стихотворение "Посвящается Чехову" как элемент литературной полемики И.Бродского и Л.Лосева. Текст Бродского рассматривается как своеобразная реакция на статьи Лосева "Посвящается логике" и "О чеховском лиризме у Бродского".

Drawicz A. Przezwycie,z.anie cie,zaru istnienia: (O Josifie Brodskim) // Ze studio'w nad literatura, rosyjska, i polska,. Poznan', 1999. S.65-69.

(Прошу прощения за такую транслитерацию, но в KOI-8 лучше я ничего не смог придумать. - ДА)
ключевые слова:
"Большая элегия Джону Донну"
"Колыбельная Трескового мыса"
"Я входил вместо дикого зверя в клетку..."
Аннотация:
Обзорная статья очень общего характера, в которой, в частности, отмечается, что тяжесть бытия преодолевается в поэзии Бродского при помощи поэтического слова. Из конкретных положений статьи можно отметить тезис о театрализации мира в ранней лирике Бродского.

А.А. Ахматова

Сафонова Н.С. Литературные ассоциации в поздней лирике А.А. Ахматовой. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 1998 [Тверской государственный университет. Науч. рук. В.А. Редькин. Оппоненты А.Л. Черников, А.О. Тихомирова. Объявленная дата защиты 16.02.99]

ключевые слова:
цитата
диалог
Опираясь на работы М.М. Бахтина о диалоге и "чужом слове" автор проводит анализ встречающихся в текстах поздней Ахматовой цитат из русской классической литературы и "имен деятелей культуры"

Тихомирова А.О. Раннее творчество А.А. Ахматовой в свете связей с русской поэзией XIX века. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1998. [Московский педагогический университет. Науч. рук. Л.А .Смирнова, оппоненты В.А. Редькин, А.В. Терновский. Объявленная дата защиты 12.02.98]

ключевые слова:
Тютчев Ф.И.
Баратынский Е.А.
Пушкин А.С.
Аннотация:
В работе рассматривается влияние на творчество Ахматовой русской поэзии 19 века. Автор рассматривает "особенности мироощущения, роднившего Ахматову с А.С. Пушкиным, Е.А. Боратынским, Ф.И. Тютчевым". Это "своеобразная строгость, целомудренность, неудовлетворенность своими достижениями, целеустремленная сосредоточенность на поисках Идеала, а главное, полное самоотречение в искусстве". Не обойдено вниманием и "всепроникающее воздействие Пушкина на поэтессу нашего столетия".


Предыдущий выпуск К архивам На главную Следующий выпуск