В.П. Зиновьев
Указатель сюжетов-мотивов быличек и бывальщин*
Словарь языка описания
* Указатель сюжетов-мотивов быличек и бывальщин данного сборника приводится в соответствии с "Указателем сюжетов сибирских быличек и бывальщин" В.П. Зиновьева (см.: Локальные особенности русского фольклора Сибири. Исследования и публикации.—Новосибирск, 1985). В содержании каждого сюжета-мотива даются все варианты, зафиксированные в картотеке В. П. Зиновьева, на сюжет помещенной в сборнике былички. Они разделены точкой с запятой (;), в круглые скобки заключены незначительные разночтения, уточнения, имеющиеся в текстах на указанный сюжет. После названия сюжета стоят номера публикуемых текстов, в скобках — номера текстов, в которых данный сюжет является неглавным, сопутствующим, литера "к" после цифры указывает на то, что быличка помещена в комментарии.
AI ЛЕШИЙ
АII ВОДЯНОЙ
AIII РУСАЛКА
Б1 ДОМОВОЙ
БII БАННИК
БIV КИКИМОРА
BI ЧЕРТ
BII ПРОКЛЯТЫЕ
BIII ЗМЕЙ
ГI ВЕДЬМА
ГII КОЛДУН
ГIII ПОКОЙНИК
Д КЛАД
ЕI ВЕСТНИКИ СУДЬБЫ
EII ПРЕД3НАМЕНОВАНИЯ
Ж НЕБЕСНЫЕ СИЛЫ
Указатель мифологических персонажей
AI ЛЕШИЙ
AI 1а Леший показывается людям в образе простого человека (часто — человека в белом с красным кушаком, всадника, солдата): встречается в лесу (в поле, в деревне), внезапно исчезает.
(3, 4, 6, 8, 10, 29, 39, 40, 44, 48, 51, 53, 57, 107, 10к, 19к)
AI 1б Леший показывается людям в образе старика: встречается в лесу (в деревне), вступает в разговор, внезапно исчезает.
33к (5, 11, 12, 27, 37)
AI 1г Леший показывается людям в образе родственника или знакомого: встречается в лесу (в деревне), вступает в разговор, внезапно исчезает.
19—21 (2, 7, 9, 34, 33, 43, 45, 47, 52, 54, 1к)
AI 1д Леший показывается людям в образе человека огромного роста: встречается в лесу (в поле), тащит (разбивает в щепки) бревна; плюет под ноги — на этом месте образуется огромная яма.
22, 23
AI Ie Леший показывается людям в образе человека в шерсти: встречается в лесу, вступает в разговор, внезапно исчезает.
(11)
AI 1л Леший показывается людям в образе коня: появляется в лесу, внезапно исчезает.
41к (41, 42)
AI 1м Леший показывается в образе женщины: появляется в лесу, внезапно исчезает.
(15, 10к)
AI 1н Леший показывается людям в образе дикого козла: появляется на солонцах, внезапно исчезает.
(59)
AI 1т Леший показывается людям в образе маленького человечка: встречается на солонцах; заходит в зимовье.
(61)
АI 2 Леший выдает себя хохотом.
10к (10, 29, 47, 58)
АI 3 Человек видит свадебную процессию леших: охотник в лесу слышит голоса, свист, песни, звуки гармошки и колокольчиков, лошадиный топот, лешие предлагают охотнику невесту: прогоняют его с дороги, из зимовья.
59—61
AI 5 Леший заводит человека: является человеку, заводит его на скалу (в лес, в воду, на болото) и исчезает; человек идет на зов (голос, плач ребенка, мычание коровы, гудок машины) и оказывается в чаще леса; человек не может найти дорогу в знакомых местах.
1—18, 1к (52—54)
AI 6 Леший пугает людей в лесу свистом (пением, окриком, появлением ветра, необычного света), гонится за людьми.
(55, 19к)
AI 6а Леший пугает ночующих на тропе (на росстани): приказывает уйти; оттаскивает (отбрасывает) человека с дороги; пинает его; проезжает на конях; разбрасывает костер; пугает пением, свистом, топотом, ветром и т. п.
24-32
AI 7 Леший крадет детей: водит в лесу ребенка, заботится о нем, заводит его на скалу; похищает из зыбки ребенка, оставленного без присмотра.
33—35, 33к
AI 7а Леший уводит проклятых, отданных ему неосторожным словом: мать посылает "к лешему" ("к черту") ребенка (муж—жену), леший уводит (увозит на коне) проклятого в лес, человек оказывается на скале (на крыше дома, на воротах).
36—44 (45—50)
AI 8а Защита от лешего — благословение; поминание бога; молитва; молебен; крест.
(2, 6, 9, 10, 40, 41, 43—45 47—49 53, 1к)
AI 8б Защита от лешего: переодевание одежды на Левую сторону.
12к (12)
AI 14ж Леший служит человеку, предупреждает об опасности: отгоняет с места, на которое падает дерево.
51
AI 17e Леший и пастух: показывает пастуху волков.
52
AI 19б Человек на крестинах у лешего: леший приглашает человека в кумовья, приводит на крестины — человек оказывается на скале.
53, 54
AI 21 Хлебом (табаком) лешего оказывается мох (шишки, помет); трубкой лешего — сучок.
(12, 34, 35, 37, 43, 47, 53)
AI 27з Леший приносит охотникам двух убитых рысей, которые оживают, превращаясь в кошек.
57
AI 27к Охотник целится в лешего — ружье не стреляет; охотник стреляет в лешего — не попадает.
(58, 59)
AI 27л Леший прогоняет охотника с солонцов или из зимовья: приказывает уйти, вытаскивает (выбрасывает) из сидьбы; пугает пением, свистом, ветром, огнем и т. п.
58 (87)
AI 34к Леший наказывает за озорство в зимовье после полуночи: влетает и пугает свистом.
55
AI 37 Леший повторяет действия человека: едет рядом на коне, свистит.
19к
AI 38 Леший проиграл в карты другому хозяину — зверя в лесу не стало.
56
AI 40 Леший делает человека невидимым: водит (возит на коне) по лесу (по деревням) проклятую родителями дочь (сына), она проносится вихрем и сбрасывает с брата (с мужика) картуз (иногда ест у людей; заходит в магазин; выпивает стакан вина на свадьбе брата), леший отпускает ее после того, как отслужат молебен.
47—50 (164)
AI 41 Леший превращает проклятую женщину в собаку: она прибегает домой, ее прогоняют.
45, 46
АII ВОДЯНОЙ
АII 1ж Водяной показывается в образе человека с длинными волосами и бородой из тины, тело покрыто чешуей, на руках пальцы с перепонками.
62
АII 1з Водяной показывается людям в образе черного человека с длинными волосами (хвостом).
(63)
АII 20 Водяной купается в реке в ильин день.
63
AIII РУСАЛКА
AIII 4 Русалка, сидя у реки, расчесывает волосы гребнем, часто золотым, при приближении людей падает в воду с камня (с кочки), на котором сидит.
64, 65 (66, 68—70, 68к)
AIII 6 Русалка показывается у воды (на воде): плывет на пароме; садится в лодку к рыбаку; плавает в реке; выходит из воды; рвет цветы.
66, 67 (71)
AIII 10 Русалка заводит человека: в образе девушки уводит человека к реке, сама исчезает; уводит от реки, выдает себя хохотом.
71
AIII 17 Русалка преследует человека, взявшего себе ее гребень: приходит ночью, требует отдать гребень, когда гребень кладут на место, где взяли (бросают в реку), русалка перестает "маячить".
69, 70 (68)
AIII 18 Русалка моет в бане своего ребенка: вечером в истопленной бане, стоящей у реки, слышен плач ребенка, баню переносят на другое место, "маячить" перестает.
73
AIII 19 Русалка поет песни.
(66, 69)
AIII 20a Русалка боится ругани: исчезает в воде.
(70)
AIII 20б Русалка боится молитвы: исчезает в воде; отпускает парня, которого пыталась утопить.
(76)
AIII 21 Убитая русалка; мертвую русалку вытаскивают из воды и показывают людям.
(65)
AIII 22 Русалка не позволяет брать воду в реке ночью: стоит у проруби и грозит пальцем людям, пришедшим за водой в полночь.
72
AIII 24 Русалка предсказывает беду: в русалку стреляют, от произносит: "Год от году хуже будет" ("Вперед меня пропадешь") — и падает в воду.
68, 68к
AIII 25 Русалка в лесу прыгает через огонь.
74
AIII 26 Русалка топит человека: люди тонут в том месте, где показывается русалка; держит коня в воде, он становится на дыбы, человек не может сдвинуть его с места.
76 (65)
AIII 27 Русалка крадет хлеб у косарей, гонится за парнями, пугает.
75
Б1 ДОМОВОЙ
БI 1a Домовой показывается людям в образе простого мужика: появляется в доме (во дворе), вступает в разговор, внезапно исчезает.
(86, 95, 111)
БI 1б Домовой показывается людям в образе старика: появляется в доме (во дворе), вступает в разговор, внезапно исчезает.
77 (80, 85, 100, 111)
БI 1г Домовой показывается людям в образе страшного черного человека (в шерсти): появляется в доме, внезапно исчезает.
(83)
БI 1е Домовой показывается людям в образе кошки: появляется в доме, внезапно исчезает.
(92)
БI 1з Домовой показывается людям в образе крысы: кидается на человека.
(84)
БI 1и Домовой показывается людям в образе зайца.
(97)
БI 1е Домовой показывается людям в образе маленького лохматого белого существа.
(107)
БI 1х Домовой показывается людям в образе белки: появляется в доме, внезапно исчезает.
(97)
БI 5в Домовой ночью давит человека, наносит ему физические увечья.
78—80 (92,94)
БI 5г Домовой ночью в доме "шалит": шумит, стучит; раскачивает кровать, сбрасывает с человека одеяло; бросает кирпичи с печки; разбрасывает муку; поднимает половицы; зажигает и гасит лампу и т. п.
81
БI 5ж Домовой ночью в доме ходит, оставаясь невидимым: слышатся шаги, топот, скрип двери; дотрагивается лохматой рукой до человека.
93, 94
БI 5к Домовой ночью в доме качает зыбку с ребенком.
(83)
БI 7д От домового помогает предмет, отданный ему для развлечения: кладут в подполье карты — домовой перестает "шалить".
(81)
БI 7е От домового помогает козел: на скотный двор пускают козла (привязывают на шею лошади лоскуток от козлиной шкуры) — домовой перестает мучить лошадь.
103, 104
БI 8б Домовой мучает скотину; наутро лошадь (корова) оказывается мокрой, со спутанной шерстью.
98, 99, 101, (103, 104, 243)
БI 8в Домовой губит скотину: пропадает скотина, хозяин просит домового жаловать скотину; переносит двор на новое место; заводит скотину другой масти — все налаживается.
102
БI 8е Домовому дырявят ведро, в котором он носит овес, рассердившись, он бросает ведро в мужиков; дырявое ведро бросают в домового — он исчезает.
(99)
БI 8ц Домовой заплетает гриву лошади в косы.
100 (99)
БI 9а Домовой предсказывает будущее: наваливаясь на спящего. отвечает на вопрос "К худу или к добру?", предсказание сбывается.
95
БI 9б Домовой предсказывает будущее: показывается; воет; стонет; пыхтит; щиплет; сбрасывает с постели человека; открываются ворота и раздается голос: "Эй, заезжай!" — в семье случается несчастье.
96, 97
БI 12б Домовой наказывает за неуважительное к нему отношение: бьет человека; сбрасывает с постели, не дает человеку спать, разбрасывает на полу пучки своих волос.
(101)
БI 12з Домовой наказывает за то, что не помянули покойника, как положено: губит скотину.
(400)
БI 13а Домовой предотвращает козни лешего: дерется с лешим, выбрасывает его из зимовья; убирает от дверей зимовья бревна, принесенные лешим.
106, 107
БI 13б Домовой предупреждает об опасности или о неблагополучии в хозяйстве, отводит беду: предупреждает о пожаре; о том, что быки ушли со двора; о приближающихся к зимовью разбойниках; велит получше спрятать деньги, чтобы не украли.
108
БI 13в Домовой помогает по дому.
(100)
БI 14 Домовой обижается, если его не приглашают в новый дом: стонет; пугает скотину (домашнюю птицу).
105
БI 16 Домовой выживает хозяина из дома: приказывает уйти; бьет, душит человека, стучит в окна (в двери, под полом) ; стаскивает одеяло с человека; устраивает пожар или холод в доме; разбирает крышу или пол; пугает треском (воем, пением, ветром) и т. п. — семья переезжает из дома.
82—85
БI 16а Домовой выживает человека, не попросившегося у него на ночлег; приказывает уйти из дома; выбрасывает из дома; стаскивает с постели; сдергивает одеяло; дверь сама открывается; пугает шумом, стуком, свистом и т. п.
86—91
БI 16б Домовой не беспокоит человека, попросившегося у него на ночлег.
(87)
БI 17 Домовой прогоняет мужика, легшего спать на его дороге (месте): приказывает уйти, выбрасывает из дома; давит человека.
92
БI 19 Домовой ходит к женщине.
110
БI 23 Старый домовой одряхлел, его место занимает новый домовой, молодой, деловой, хозяйственный.
111
БI 24 Домовой поминает умершего главу семьи: в ночь после похорон пьет кисель с поминального стола.
109
БI 29 Домовой заплетает женщине косу.
110
БII БАННИК
БII 1а Банник показывается в образе мужика: заманивает в баню.
(121)
БII 1б Банник показывается в образе старика.
119, 120
БII 1д Банник показывается в образе маленького голого человечка.
(118)
БII 2 Банник сдирает кожу (давит) человека, моющегося в неурочный час; ругающегося; торопящегося; роженицу; парня, пришедшего в баню за кирпичом.
112—115
БII 5а Банник наказывает за мытье в бане в "третий пар": давит, сдирает кожу; пугает.
(115)
БII 5е Банник наказывает за появление в бане поздно ночью: пугает; давит.
116
БII 5ж Банник наказывает за постройку бани в неугодном для него месте: больная дочь выздоравливает, когда начинают разбирать баню, чтобы перенести на другое место.
117
БII 13 Банник приглашает людей зайти в баню, человек отвечает на приглашение, но в бане никого не обнаруживает.
121
БII 14 Банник моется и моет своего ребенка: поздно ночью слышно, как в бане кто-то парится или плачет ребенок.
122
БIV КИКИМОРА
БIV 1 Кикимора — умерший ребенок: в доме, в котором умирает ребенок (умертвляют ребенка), слышится плач, музыка, треск, пляска; свинья бегает.
123
БIV 1а Кикимора показывается в образе ребенка.
(137)
БIV 1б Кикимора показывается в образе женщины.
(136)
БIV 1в Кикимора показывается в образе свиньи.
124 (123)
БIV 1г Кикимора показывается в образе зайца.
124 (126)
БIV 1д Кикимора показывается в образе собаки.
124 (126)
БIV 1е Кикимора показывается в образе быка.
124
БIV 1з Кикимора показывается в образе мужика (старика, попа).
124 (128)
БIV 1и Кикимора показывается в образе утки.
(126)
БIV 2 Кикимора беспокоит жильцов ("чудится в доме"): стучит, cвистит, ходит, пляшет, плачет, переворачивает мебель, гремит посудой; бросает камни или домашнюю утварь из-за печки — наутро (при освещении) все оказывается на своих местах, звуки исчезают.
125—134 (135)
БIV 3 Кикимора общается с людьми: кикиморе задают вопросы, она отвечает стуком.
135
БIV 4 Кикимора помогает по хозяйству: когда хозяева уходят из дома, выполняет работу по дому.
136
БIV 5 Кикимора давит, губит человека: давит человека, легшего спать в неугодном для нее месте; парня убивает кукла, закопанная у ворот.
137, 144
БIV 6 Кикимора мучает скотину: гоняет; утром конь (кобыла) в мыле.
(134)
БIV 7а Защита от кикиморы — пойти и убрать (уничтожить) куклу или другой предмет, с помощью которого навлекли кикимору: в подполье (под маткой; в поленнице; в печке и т. д.) находят "ерничинку", куклу, выбрасывают или сжигают — перестает "чудиться".
(123, 124, 126, 128, 130, 131, 134, 135)
BIV 7б Защита от кикиморы: молитва; поминание бога
(126)
BIV 7г Защита от кикиморы — ругань.
(137)
BI ЧЕРТ
BI 1а Черт является в образе обычного человека (старика): приходит в дом; внезапно появляется в доме; встречается на дороге.
151 (146—149, 154, 161, 163, 165, 168, 169, 145к)
BI 1б Черт является в образе женщины: приходит в дом; встречается на дороге.
(163)
BI 1в Черт является в образе человека с рожками (копытами, хвостом, железными зубами или огнем во рту): приходит в дом; появляется в доме.
(141—143, 147, 153, 176, 141к)
BI Ie Черт является в образе знакомого (родственника): приходит в дом; встречается на дороге (в поле).
150 (160, 174—176, 174к)
BI 1з Черт является в образе вихря: на ноже, который бросают в вихрь, остаются капельки крови, а вихрь исчезает.
159
BI 1и Черт является в образе барана (козлика, овечки, ягненка): встречается человеку на пути, внезапно исчезает.
(152, 152к)
BI 2 Черт выдает себя хохотом: в облике барана (козленка, ягненка, предмета), попадая к человеку, тяжелеет, затем с хохотом исчезает.
152, 152к
BI 3 Черт пугает (водит): звоном колокольчика; конским топотом; конским ржанием; криками в доме; заводит человека к реке.
153
конец!!!
ВI 6а Черт боится молитвы (поминания бога; креста; благословения): исчезает (улетает); не может войти.
(141, 143— 146, 151, 153, 174—176, 174к)
BI 6д Черт боится магического круга: не может схватить человека, который зачертил себя с молитвой в круг.
(143)
BI 6e Черт боится крика петуха; исчезает после первого крика петуха.
(141—143, 147, 162, 166, 176, 141к)
BI 10 Баба принимает роды у жены черта: к бабке после неосторожно сказанного ею слова: "Только у черта не бабничала" — приезжает черт в образе всадника, везет ее к себе принимать роды у жены.
154
BI 12a Черт подталкивает к самоубийству человека, балующегося с веревкой (и неосторожно обмолвившегося о желании повеситься).
155
BI 12б К пьянице пристают черти: устраивают разгром в доме, бьют пьяного (стаскивают одеяло, окружают, не дают пройти); корчат рожи (кривляются, пляшут, просят работы) (ср. BI 456).
156—158
BI 12в Черт женится на удавленнице (утопленнице): черт приглашает мужиков на свадьбу, в невесте они признают девушку из своего села, которая повесилась.
160 (159)
BI 13 Самоубийца (грешник) служит лошадью у черта.
161 (162)
BI 14 Кузнец подковывает лошадь чертой.
162
BI 16 Черт подменяет ребенка чуркой (поленом): "ребенок" не растет, много лет качается в зыбке и кричит.
(177, 178, 182)
BI 16a Черт подменяет ребенка чертенком: чертенок, принимая образ мужика, вылазит из зыбки и съедает у хозяев мясо; качается в зыбке и кричит.
163
ВI 25 Парни-нечистые на вечеринке: омрачив девушек, пляшут с ними, ребенок видит чертей в истинном свете и предупреждает сестру, черти гонятся за убегающими, давят не сумевших, спастись (ср. ВI 35г).
141, 142, 141к
BI 30а Черт награждает золотом, которое превращается в угли.
(154,416)
BI 35б Девушка во время гадания берет вещь (отрезает лоскут от одежды) явившегося ей человека, вскоре он становится ее мужем, обнаруживает пропавшую вещь (лоскут) и убивает (бросает) жену.
147—149 .
BI 35г Ребенок предупреждает сестру о нечистых, явившихся в образе парней, во время гадания она убегает, оставшиеся гибнут; девушка остается и гибнет (ср. BI 25).
143, 144
BI 37 В работниках у черта: черт берет мужика в работники с условием служить у него до тех пор, пока не износятся сапоги с железной подошвой.
(161)
BI 39 Плотники населяют новый дом нечистью: рассердившись на хозяина за плохую плату (питание), подкладывают под матку (в щель, в угол) куклу или другой предмет — в доме жить неспокойно, "чудится" (ср. ГII 13а).
(129— 131)
BI 40 Под рождество в пустом доме бес загадывает девушкам загадки: девушки гадают, к ним является черт, загадывает "Что на свете три косы?" — отвечает парень (старик), наблюдающий за девушками, тем их спасает; девушки не могут отгадать загадки — черт их губит.
145, 146, 145к (142)
BI 45a Черти ночью пристают к человеку (пьяному), он заставляет их собирать по песчинке песок.
166
BI 45б Черти ночью пристают к человеку (пьяному), он заставляет их молотить солому (ср. BI 12б).
167
BI 46 Черти заставляют (учат) человека играть на гармошке в пустом доме (на кладбище, в лесу), сами пляшут.
168, 169
BI 47 Черт приходит к женщине в образе мужа умершего (ушедшего на службу): зовет ехать с собой на коне; просит есть, душит в доме людей.
174—176, 174к
BI 48 Человек видит гулянку чертей, мажет их снадобьем брови — видение исчезает.
170
BI 49 Черт ночью работает в кузнице (в мастерской): кует, звонит, стучит молотками (пилит), люди подходят близко — звуки исчезают.
171
BI 51 Черти охраняют цветок папоротника: в ночь на Ивана Купалу не дают человеку сорвать цвет папоротника, тычут баграми, пугают страшными звуками: отнимают цветок у сумевшего сорвать его.
172, 173, 172к
BI 53 Черт увозит девушку, пожелавшую выйти за любого: на свадьбе девушка перекрестилась — все исчезло, а вместо венца перед нею оказалась петля.
164
BI 54а Черт забирает себе неблагословленное: пьет только то молоко, которое было вылито без благословения.
(40, 48, 164)
BI 54б Черт забирает себе отданное ему неосторожным словом: приходит к деду за лаптем, о котором тот сказал, что плетет его черту; ест в доме, в котором мать, кормя детей, поминает черта.
165 (47)
BII ПРОКЛЯТЫЕ
BII 3 Парень женится на проклятой девушке: парень "на спор" берется ночью пойти в баню (в пустой дом) и принести камень (заходит в баню ворожить), там его хватает за руку девушка (проклятая девушка приходит к парню из леса), заставляет на себе жениться, парень женится на девушке, тем самым освобождая ее от заклятья, девушка находит своих родителей, которые прокляли ее ребенком.
177—182
BII 4 Сила материнскою (отцовского) проклятья: мать (отец) проклинает детей ("Чума вас подхвати", "Чтоб вас задавило") — дети гибнут или заболевают.
(211)
BII 11 Проклятые гуляют в лесу: каждую ночь в одном и том же месте собираются проклятые, ноют, играют.
(181)
BII 13 Проклятого освобождают от заклятья, надев на него крест: на девушку надевают крест, она остается жить у людей.
(181)
BIII ЗМЕЙ
BIII 4б Змей (черт) летает к женщине, оплакивающей своего мужа или близкого ей человека: в образе мужа, ушедшего на войну (умершей матери, погибшего сына), змей является к женщине, принуждает к сожительству; рассыпается искрами.
139, 140
ГI ВЕДЬМА
ГI 1а Ведьма принимает образ сороки пли другой птицы.
(202, 213, 217—220, 227, 229, 230, 232, 242, 245, 252)
ГI 1б Ведьма принимает образ свиньи.
(221—225, 227, 228, 233)
ГI 1в Ведьма принимает образ собаки.
(226, 234)
ГI 1г Ведьма принимает образ предмета.
(230)
ГI 1д Ведьма принимает образ кошки.
(231, 236, 243)
ГI 1е Ведьма принимает образ кобылы.
(228)
ГI 1к Ведьма принимает образ медведя (волка).
(255)
ГI 1л Ведьма принимает образ змеи.
(255)
ГI 2а Ведьма "портит" людей: по злобе или за нанесенную обиду "надевает хомут" (насылает болезнь на человека); у ведьмы "дурной глаз" — человек (часто ребенок) заболевает от взгляда; изводит, губит человека или насылает на человека смертельную болезнь: тоску, доводящую до самоубийства.
183—197 (201, 207, 237, 263, 275, 276, 365, 371, 379), 196к
ГI 3 Ведьма "портит" животных: насылает болезнь, мор, отнимает у коров молоко; калечит, губит коней, телят, поросят, цыплят.
198-206 (207, 253, 272, 275, 372-374, 376, 382)
ГI 4 Ведьма "надевает хомут" на предметы: на печную трубу — печка не топится; на ружье — оно не стреляет; на редьку — она чернеет.
208, 209
ГI 5 Ведьма "присушивает" или ссорит людей: посылает "порчу" на человека, "присушенный" мало живет; вносит разлад в семью.
211, 212 (47)
ГI 6 Ведьма "портит" свадьбу: гости ссорятся на свадьбе, дерутся; невеста отказывается за стол садиться.
(314)
ГI 7 Ведьма похищает плод из чрева: ведьма (в образе сороки) ночью летает по домам (дворам), вынимает ребенка из чрева беременной женщины (теленка из чрева стельной коровы), взамен подкладывает головешку (голик, краюшку хлеба, кисть), вынутый плод съедает.
213—220 (247)
ГI 8 Ведьма-оборотень преследует людей: гонится, бросается под ноги.
221—224
ГI 8а Ведьма-оборотень преследует людей (вредит людям) — ее разоблачают: человек избивает (ранит, привязывает к забору, подковывает) свинью (птицу, кошку, клубок, собаку, лошадь), преследующую его, наутро избитой (израненной, привязанной, подкованной) находит подозреваемую в колдовстве женщину.
225—234 (252)
ГI 9 Ведьма ворожит, гадает, предсказывает судьбу — гадание, предсказание сбываются.
(202, 275, 353, 375)
ГI 10а Ведьма "морочит", собственность ведьмы нельзя украсть: вор не может уйти с места кражи, пока хозяйка не отпустит.
235
ГI 10б Ведьма "морочит", "отводит глаза": заставляет видеть то, чего нет в действительности (шофер видит обрыв на дороге).
236
ГI 10в Ведьма "морочит", заставляет людей делать то, что велит: человек не может сдвинуться с места; не может уйти от ведьмы.
237
ГI 11 Ведьма повелевает змеями: по злобе напускает змей на дом, огород; собирает змеи, они вьются на колышки; приказывает змеям уйти; заставляет сторожить лодку.
238, 239 (345)
ГI 12 Ведьма повелевает животными: заставляет скотину, которая не приходит домой, знать свой двор; кони не заходят в хлеб; кошка по приказу приносит мышь; волки уходят от деревни.
240 (355)
ГI 13б Ведьма напускает оборотня на людей; за детьми гонится (пугает) боров (конь), пущенный ведьмой в наказание.
242
ГI 13в Ведьма знается с нечистой силой: в 12 часов ночи ведьма выпускает чертей из подполья; поднимается шум, гром в доме; черти окружают умирающую ведьму; черти выходят из дома умирающей ведьмы.
(233, 257)
ГI 13г Ведьма напускает домового на скотину (на человека): напущенный ведьмой домовой мучает корову, она не дает молока, губит скотину; давит человека.
243 (102)
ГI 13д Ведьма напускает чертей на человека (вызывает болезнь).
(166)
ГI 14 Ведьма помогает (вредит) в охоте: как скажет ведьма — "убьешь или не убьешь" — так и будет: человек не может убить зверя, если смотрит ведьма.
(273)
ГI 15в Ведьма летает в трубу: иногда, намазавшись колдовским снадобьем (обернувшись птицей), ведьма вылетает (влетает) в трубу.
244—246 (215—217, 219, 220, 248, 251)
ГI 16 Ведьма передает умение колдовать: перед смертью зазываег к себе человека (молодого), чтобы передать свое умение.
(258)
ГI 16а Ведьма проверяет на способность к колдовству: трижды появляется перед девушкой, принимая образы волка, медведя, змеи, девушка не выдерживает испытания, ведьма ее прогоняет.
255
ГI 17 Трудная смерть ведьмы: ведьма мучается, не может умереть, пока не будут выполнены определенные условия, ведьма умирает, когда передает кому-нибудь умение колдовать; ведьма умирает, когда снимают или поворачивают князек на крыше избы, кадят кипарисовым деревом; отсчитывают двенадцатый кол в заплоте и делают из него крест и т. п.
256—259 (245, 260, 276, 383)
ГI 18 Ведьма после смерти встает из могилы: ночью приходит в свой дом, просит запустить (выполняет работу по дому), когда в могилу вбивают осиновый кол, перестает ходить.
(259, 383)
ГI 18а Похороны ведьмы: ведьма вылетает из гроба (в образе змеи), раздается гром, стук; падает (взрывается) крышка гроба.
(260)
ГI 19а Защита от ведьмы: избить до крови; ударить наотмашь; выбросить из дома.
207, 221, 222, (193, 198, 205, 233)
ГI 19б Защита от ведьмы: бить по тени оборотня; израненной (избитой) оказывается ведьма.
(227, 232)
ГI 19в Защита от ведьмы — ругань; ведьма лишается способности навредить, если ее обругать.
(376)
ГI 19г Защита от ведьмы — "неодолим-трава"; женщина привязывает "неодолим-траву" около крестика на шее — ведьма перестает портить ее скот.
(243)
ГI 20 Ведьма но может выйти из дома, если поставить ухват вверх рогами; воткнуть в стол (в порог, в дверь) нож (иглу, ножницы); вбить осиновую палку в место, куда помочится ведьма, — ее разоблачают.
261—264
ГI 21 Ведьма летает на шабаш: намазавшись колдовским снадобьем, ведьма улетает в трубу на шабаш (на кладбище) ; муж ведьмы (остановившийся заночевать солдат или прохожий); подсмотрев за женой (хозяйкой), вылетает за ней в трубу и попадает на шабаш ведьм, жена (хозяйка) отправляет его на коне домой, дома вместо коня оказывается помело (палка, скамейка).
247—250 (216, 246)
ГI 22 Ведьма доит коров чудесным способом: принимая образ сороки (кошки, змеи, свиньи, собаки), ведьма выдаивает чужих коров.
251, 252
ГI 23 Ведьма колдует: скачет, кричит, призывая мертвых предков; падает замертво, оживает, крутится на заборе и т. п.
(197, 233, 237)
ГI 27 Ведьмы на иванов день: выстригли щетину у поросенка, вымазали дегтем.
254
ГI 28 Ведьма в ночь на великий четверг: колдовские способности у ведьмы в ночь на великий четверг усиливаются, в эту ночь ведьмы особенно стремятся навредить людям.
253 (206, 220, 234, 244, 246, 247)
ГI 29 Ведьма вредит работе по хозяйству, "портит" поле: у людей, собравшихся пахать, просит хлеб, решето, при выезде копей со двора проходит с пустыми ведрами — на поле конь не идет в борозду.
210
ГI 30 Ведьма напускает в дом лягушек.
241
ГI 31 Знахарка "ладит" людей: зачерчивает, шепчет на воду (масло, хлеб, соль, чай, воск), натирает (спрыскивает больное место, дает выпить) — болезнь проходит.
265—270 (196, 275)
ГI 32 Знахарка "ладит" животных: излечивает от болезни, от "хомута".
271, 272, (200, 202)
ГI 33 Знахарка "ладит" предметы: ружье "изладит" — оно начинает метко стрелять, охотник с добычей.
273
ГI 34 Знахарка тушит пожар: пошептав на яйцо, бросает его в огонь, пожар прекращается.
274
ГI 35 Знахарка слышит на расстоянии, узнает мысли людей: говорит людям, приехавшим к ней за помощью, о чем они думали и разговаривали, собираясь к ней; заранее знает, кто болен.
275
ГI 36 Знахарка наказывает ведьму, колдуна ("дока на доку"): губит у ведьмы сына; напускает на ведьму болезнь; заставляет ведьму делать, что велит; заставляет колдуна перед смертью рыть землю руками.
276
ГII КОЛДУН
ГII 1а Колдун принимает образ птицы.
(318, 362, 363)
ГII 1б Колдун принимает образ свиньи.
284
ГII 1в Колдун принимает образ собаки.
282, 283
ГII 2 Колдун "портит" людей: за нанесенную обиду (в доказательство своего особого умения) насылает болезнь на человека, "надевает хомут".
277, 278 (380)
ГII 3 Колдун "портит" животных: за нанесенную обиду насылает болезнь, мор на домашнюю скотину.
279 (302, 378, 380)
ГII 5 Колдун "присушивает" или ссорит людей: жена возвращает изменившего ей мужа с помощью колдуна; муж преследует чужую жену, к которой "присушили"; после свадьбы новобрачные ненавидят друг друга, так как колдун наслал на них "порчу".
280, 281
ГII 6а Колдун "портит" свадьбу, шутит над ней: за нанесенную обиду, чаще за то, что не пригласили на свадьбу (чтобы унизить дружку; из желания потешить зрителей), колдун заставляет коней, запряженных в свадебный поезд, остановиться или разбежаться в разные стороны; заставляет жениха или невесту отказаться сесть за свадебный стол; насылает "порчу" на жениха, невесту, поезжан, умертвляет их; ссорит, разгоняет гостей со свадьбы; заставляет поезжан целовать невежу — обычно исправляет положение после того, как его приглашают (угощают).
285—302 (303, 304, 306)
ГII 6б Колдун оберегает ("ладит") свадьбу: колдуна приглашают на свадьбу дружкой, он оберегает свадьбу от "порчи" со стороны других колдунов; муж с женой живут в ладу, если на свадьбе был хороший дружка, и наоборот.
303—307 (285, 291)
ГII 6в Соперничество колдунов на свадьбе ("дока на доку"): колдун (ведьма) "портит" свадьбу, шутит над ней, дружка наказывает его, бросает в него нож или кинжал; заставляет унизиться, встать на колени, просить прощения; насылает "порчу" на колдуна; "отводит насмешку", т. е. "портит" свадьбу, на которой дружка — колдун, раньше подшутивший над ним.
308—317 (300)
ГII 7 Колдун в образе коршуна похищает ребенка из чрева беременной женщины.
318
ГII 9 Колдун ворожит, гадает, предсказывает будущее: гадание, предсказание сбываются.
319, 320 (189, 201, 204, 205)
ГII 10 Колдун "морочит": показывается одновременно в двух местах; неожиданно сверхъестественно исчезает; не чувствует побоев.
321
ГII 10а Колдун "морочит", собственность колдуна нельзя украсть: вор не может уйти с места кражи, пока хозяин не отпустит.
322—325
ГII 10б Колдун "морочит", "отводит глаза" (заставляет увидеть то, чего нет в действительности); часто заставляет поверить, что пролезает внутрь бревна (трубы, стены), что горит воз с сеном и пр.
331, 332 (316)
ГII 10в Колдун "морочит", заставляет человека делать то, что он велит.
331, 332 (316, 317)
ГII 10г Колдун "морочит", заставляет человека блуждать, не узнавая знакомых мест.
333, 334
ГII 11 Колдун повелевает змеями: уводит змей с покоса (с ягодного места, из деревни), заставляет змей накручиваться на колышек; за нанесенную обиду напускает змей на покос; наказывает змею, ужалившую человека или скотину; заставляет змей сторожить детей (свой дом, предметы, балаган); берет змей голыми руками.
335—351 (360)
ГII 12 Колдун повелевает животными: заставляет послушно идти за собой корову, коня, свиней; заставляет корову, которая не приходит домой, знать свой двор; усмиряет злую собаку; заставляет стадо коров не разбредаться, пастись в одном месте.
352—361 (332)
ГII 13а Колдун навлекает на дом кикимору: подкладывает куклу (ртуть, какой-нибудь предмет) — и в доме становится неспокойно, "чудится" (ср. BI 39).
(132—135, 138)
ГII 15 Колдун летает: к колдуну обращаются за помощью, он улетает в образе птицы (улетает душа колдуна, отделившись от пола), проникает в дом (кружит над человеком), узнает, что делается в семье, в хозяйстве (о чем думает человек), вернувшись, рассказывает об увиденном.
362—364
ГII 16 Колдун передает умение колдовать: перед смертью зазывает к себе человека (молодого), чтобы передать свое умение.
(365)
ГII 17 Трудная смерть колдуна: колдун умирает, когда передает кому-нибудь умение колдовать; когда снимает князек с крыши избы.
365, 366
ГII 19 Колдуна можно убить пулей, отлитой из медного креста.
(332)
ГII 20 Колдун отводит тучу (ветер).
367, 368
ГII 21 Колдун уводит (наводит) клопов (червей, тараканов) из дома (из огорода).
369
ГII 23 Колдун превращает человека в волка: по злобе превращает парня, отказавшегося жениться на богатой, в волка на определенный срок, мать кормит сына-волка.
370
ГII 24 Знахарь "ладит" людей: зачерчивает, шепчет на масло (чай, воду), натирает больное место, дает выпить — болезнь проходит.
371 (183—189, 197, 212, 275, 278, 363, 382)
ГII 25 Знахарь "ладит" животных: излечивает скот от болезни (от "хомута"); изгоняет чертей.
372—378 (199, 205)
ГII 27 Знахарь слышит на расстоянии, узнает мысли людей: говорит человеку, приехавшему к нему за помощью, о чем он думал по дороге; заранее знает, какая болезнь у человека.
(363)
ГII 28 Знахарь наказывает (разоблачает) ведьм, колдунов ("дока на доку"): насылает "порчу" (губит, избивает) на ведьму или на колдуна, приносящих вред людям, часто отнимает у них способность к колдовству; заставляет ведьму, колдуна явиться в определенное время, иногда за какой-нибудь вещью, которую им нельзя давать, тем самым разоблачает; собирает ведьм и колдунов-"хомутников" в одном месте.
379—382 (189, 201, 318)
ГIII ПОКОЙНИК
ГIII la Покойник ходит после смерти, приходит домой, навещает родных: ходит по дому (по двору), разговаривает с родными, садится за стол, ложится с женой, помогает по хозяйству; моет (кормит, причесывает, гладит) детей; в доме, где недавно умер человек, слышатся шаги (шорох, стук в дверь); из дома умершего слышится голос (плач).
383—388 (259, 390, 391, 395—397, 399)
ГIII 1б Покойник ходит после смерти: показывается (стонет) на месте гибели или на кладбище.
401
ГIII 2 "Чудится" после покойника в доме, на кладбище или на месте захоронения: слышится шум (вой, плач, хохот, пение, топот, стук, звон колокольчиков, собачий лай, храп и т. п.); показывается огромная рука (нога); видны огни (зарево); появляется тройка лошадей; катаются шарики; в зеркале видны венки, сапоги сами ходят по дому; человека подбрасывает на постели.
402—404
ГIII 3 Покойник преследует (пугает) людей: гонится за человеком, дерется с собакой, разрывает ее надвое; сдергивает с человека шубу и разрывает ее в клочья; пугает окриком (своим появлением).
405—407
ГIII 4 Покойник наказывает за непочтительность, обиду или кощунство; человек уносит деньги или какую-нибудь вещь с могилы шамана, не сыплет, как положено, табак на могилу, оскверняет ее — не может от нее уехать, блуждая в знакомых мостах; заболевает, сходит с ума.
408
ГIII 5 Покойник замаливает грехи, совершенные при жизни: молится в заброшенной церкви.
410, 411
ГIII 6 Покойник увлекает родственников к могиле: женщину "тянет" на кладбище, она часто ходит на могилу; покойница тащит дочь на кладбище.
389, 390
ГIII 7 Мертвый жених (муж) увлекает невесту (жену) к могиле; мертвец увозит на коне (в карете, в санях) невесту (жену) на кладбище, подводит к могиле — она умирает (убегает).
391—395
ГIII 8 Покойник забирает родных: они умирают.
398, 399
ГIII 9 Покойник забирает домашнюю скотину: она дохнет после похорон.
400
ГIII 10 Покойник приходит за принадлежавшей ему вещью.
412
ГIII 11а Покойник требует совершения необходимого обряда: является (плачет), просит отпеть его (помянуть, постоять у гроба).
(388)
ГIII 12 Покойники возвращаются в деревню, брошенную живыми: в покинутой жителями деревне ночью поют петухи, ходят люди.
409
ГIII 13а Защита от покойника: молебен; благословение; крест; библия.
(385, 393)
ГIII 13б Защита от покойника: забить осиновый кол в могилу.
(386, 390)
ГIII 13в Защита от покойника — хитрость: женщина расчесывает волосы, щелкает семечки и говорит мужу-покойнику, что вшей грызет, — он перестает приходить; покойник заставляет женщину лезть в могилу, она, чтобы оттянуть время до утра, подает ему бисер по одной бусинке и этим спасается.
396, 397 (394, 395)
Д КЛАД
Д 1б Клад показывается в образе женщины (девочки): появляется в доме, при ударе рассыпается золотом; в доме находят шкатулку с деньгами.
413 (416)
Д 1в Клад показывается в образе золотого барашка (человечка, шарика): появляется в доме — под домом находят корзину с золотом.
(415)
Д 1д Клад показывается в образе кошечки: появляется в доме — в подполье находят клад.
(417)
Д 1и Клад показывается в образе гроба: висит под потолком (находится на печке), падает, в нем оказывается золото.
(414)
Д 2 Клад обнаруживает себя звуками: слышится стук (голос: "Лезу, лезу!" или "Отойди — упаду!") — в доме оказывается клад.
414
Д 3 Клад общается с ребенком: играет с ребенком (выпивает у него молоко), когда родителей нет дома.
415—417
ЕI ВЕСТНИКИ СУДЬБЫ
ЕI 1 Женщина в белом (в красном) предсказывает бедствия: выходит из лесу, останавливает машину, просит шофера купить ей товару, когда шофер отдает товар, она предсказывает бедствия; плачет в лесу — людей косит болезнь.
418—420
ЕI 2 Человек в белом (женщина в черной шали, собака) предвещает болезнь (смерть) человека: встречается на дороге (в лесу), идет за человеком (появляется на пороге) — человек заболевает (умирает).
421—424 (97)
EII ПРЕД3НАМЕНОВАНИЯ
EII 1 Гадания сбываются: девушка видит во сне (в зеркале, в кольце, на росстани) своего будущего мужа; встречает на росстани человека с именем будущего мужа; слышит звон стаканов (песни, собачий лай); бросает башмак, он падает носком в ту сторону, где живет жених; садится на кобылу с завязанными глазами, которая приводит ее к дому жениха, — вскоре выходит замуж; девушка (парень) видит в зеркале гроб; слышит, как доски тешут; плачут над покойником; бросает в воду венок — он тонет; садится на кобылу с завязанными глазами, которая привозит на кладбище, — вскоре умирает; сбываются гадания на картах (по книге).
425—431
EII 2 Сны сбываются: человек видит "плохой" сон — случается несчастье; увиденное во сне потом происходит наяву.
432-438
Ж НЕБЕСНЫЕ СИЛЫ
Ж 1г Небесные силы наказывают за работу (мытье в бане, купание) в религиозные праздники: гроза убивает людей (сжигает сено); человек обваривается кипятком, заболевает.
439, 440
Ж 1д Небесные силы наказывают за оскорбление матери: сын (невестка), увидев идущую к ним в гости мать (свекровь), называет ее змеей и убирает со стола еду, когда мать уходит, на сковороде оказывается змея, которая обвивается вокруг шеи сына и живет с ним до самой смерти (три года), сын ходит к иконе замаливать грех.
441, 442
Ж 2б Небесные силы предсказывают судьбу человека (нарекают век): при родах бабка (кум) слышит голос, предсказывающий, что через несколько лет ребенок утонет в колодце, когда наступает назначенный срок, ребенок умирает на закрытом (забитом) колодце; человек видит во сне, что икона предсказывает, сколько лет он проживет.
443, 444
Указатель мифологических персонажей
Ангел (святой) 155, 440, 443, 444
Баиник 112, 122, 177
Ведьма (вещица, колдовка, ворожея, знахарка, знаткая, шаманка) 96, 105, 110, 166, 276, 314, 345, 353, 355, 365, 371—373, 375, 376, 379, 382, 383, 408, 415
Водяной 62, 63, 66
Домовой 77—111, 155, 243, 400, 105к
Женщина в белом (в красном) 418-420
Женщина в черной шали 421-423
Змей 139, 140
Кикимора 123—138
Клад 118, 413-417
Колдун (знаткой, знахарь, шаман) 76, 117, 129—135, 183-189, 197, 199, 201, 204, 205, 212, 275, 277-382
Леший 1—62, 71, 106, 107, 1к, 10к, 12к, 19к, 33к, 41к
Покойник 260, 383—412
Проклятый 36—50, 177—182, 211
Русалка 64—76
Человек в белом 424
Черт 11, 37, 44, 45, 47, 54, 63, 68, 139-179, 257, 259, 376, 379, 415, 68к, 145к, 152к
172к, 174к
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|