М.Г. Вадейша (С.-Петербург) Деревенский праздник: распределение социальных ролейДоклад посвящен престольным праздникам в деревне - своеобразному явлению крестьянской культуры, дожившему до наших дней. Анализ полевых материалов (экспедиции ЕУСПб 1998-2000 гг.; кроме полевых материалов, в докладе использованы этнографические данные XIX - начала XX вв.) показывает, что престольные праздники остаются важным компонентом традиционной жизни, имеющим принципиальное значение для формирования образа родной деревни в сознании ее обитателей. Престольный праздник - своеобразная "визитная карточка" деревни, предмет особой гордости ее жителей. Наличие своих деревенских праздников - это основание для вхождения деревни в "круг" и одновременно - знак отличия своей деревни от остальных. Своими праздниками гордились. Хотя Советская власть приложила максимум усилий для искоренения престольных праздников, совершенно отменить их так и не удалось: крестьяне упорно держались за традицию. Праздник - время наиболее активных контактов жителей деревни с крестьянами всего "круга". В течение года происходит как бы своеобразная перекличка деревень круга, каждая деревня в день своего праздника произносит свое "слово" в постоянно, год от года ведущемся "диалоге". От того, насколько удавалось праздничное гулянье, зависела репутация деревни. Деревни, известные широтой праздничного разгула, были "на славе", туда охотнее всего приходили в гости. Праздник - время, когда деревня подтверждала свое право на место в "круге", поэтому в приеме гостей принимало участие буквально все население, и каждой половозрастной группе отводилась определенная роль. Мужчины: праздничное пиво. Судя по этнографическим данным, в XIX - начале XX вв. мужчины обеспечивали подготовку "общественной" сферы праздника. Если в селе была церковь, они убирали и украшали ее перед праздником, подновляли и красили церковную утварь. В деревне подметались улицы, хозяева нередко старались к празднику покрасить ворота и забор дома. Главной обязанностью женатых мужчин в праздник была варка пива, которое было непременной и важнейшей частью праздничного застолья. В XIX - начале XX вв. в некоторых губерниях Северо-Запада России (Новгородской, Псковской, Олонецкой) пиво приготовлялось общее на всю деревню, для чего каждый домохозяин вносил определенное количество зерна. Мужики избирали пивовара, который отвечал за приготовление праздничного напитка, и пиводара, который ведал его справедливым распределением. В таких деревнях существовала общественная пивоварня. Но часто пиво варилось на одну-две семьи. Готовилось оно не в доме, а на открытом воздухе или в каком-то свободном помещении вне дома, например, в бане. Обычно его варил хозяин дома, но после войны, когда мужчин стало мало, женщины научались и варили пиво сами. Перед варкой пива детей угощали солодом. Для мальчишек пробование солода у разных хозяев было главным предпраздничным развлечением. Пить пиво ходили друг к другу в гости, а в некоторых местах собирались всей деревней. Кроме пива, гнали самогон. Если спиртное не приготовлялось самостоятельно дома, в обязанности хозяина входило определение необходимого его количества и закупка. Приготовлению алкогольных напитков придавалось большое значение, это входило в процесс подготовки к празднику, к приему гостей. Как и в будние дни, глава семьи за столом открывал трапезу, резал хлеб, распределял мясо между всеми участниками застолья. В праздник хозяин рассаживал гостей-мужчин, вел с ними разговоры о хозяйственных и общественных делах, потчевал вином и пивом. Манера угощения водкой и пивом была различной: водку наливали поочередно каждому гостю, пиво подавали в круговой чаше. Женщины: Хлебосольство. Если мужчины заботились об "общественной" стороне праздника, то на женщинах лежала подготовка "внутреннего", домашнего пространства праздника. Перед праздником женщины мыли дом (не только внутри - полы, стены, мебель и т.д.), но и снаружи, убирали двор, украшали избу, доставали праздничную одежду, если возможно, покупали родным обновы. Праздник - время общения с родными, приехавшими из дальних мест, и хождения по гостям, поэтому нарядной одежде уделялось особое внимание: оно свидетельствовало о благосостоянии семьи. Иногда одежду даже одалживали у соседей, чтобы не ударить в грязь лицом перед родней. Главной заботой хозяйки было в приготовление праздничного угощения. В традиционной деревне за приготовление пищи в семье отвечала старшая женщина, и даже если в семье были взрослые дочери или невестки, стряпня все равно лежала на большухе. Молодые женщины были на подхвате. Приготовления начинались за несколько дней до праздника, все что можно заготовлялось заранее. Чтобы быть "не хуже людей", доставались все запасы, даже если после этого для семьи наставали голодные времена. Женщины, как правило, за праздничный стол не садились, а только подавали и уносили блюда, потчевали гостей. Вина женщинам не полагалось, пива они также пили немного. В обязанности хозяйки входило не только обеспечение праздничной еды, но и размещение гостей, приехавших на несколько дней. Для женщин праздник - это способ показать гостеприимство деревни, их роль заключалась в обеспечении "материальной" стороны гуляния. Девушки: привлечение гостей. Девушки своей главной целью в праздничном гулянье считали привлечение в деревню возможно большего числа парней: их "приманивали" всеми способами - от танцев и эротических игр до колдовских приёмов. На праздниках парни и девушки знакомились. Правда, в очень больших деревнях в брак вступали почти исключительно со своими. Женщины, рассказывая о праздниках, подчеркивают, что, чем больше в деревне девок, тем охотнее приходила сюда на праздник молодёжь из других деревень. Судя по этнографическим данным, на время зимних праздников и посиделок (в XIX - начале XX вв.) семьи, в которых были девушки-невесты, специально приглашали к себе погостить богатых или красивых девушек, чтобы привлечь внимание возможных женихов. Праздник - это время нарядной одежды, лучших украшений. Девушки из богатых семей, отправляясь на праздничное гулянье, брали с собой побольше нарядов, чтобы покрасоваться и продемонстрировать достаточность своей семьи. Такие невесты могли переодеваться по несколько раз в день. Девушки победнее приезжали на праздник в будничной одежде, жалея надевать праздничные наряды до начала гулянья. Главное развлечение девушек в праздник - песни и танцы. Репертуар женских и мужских песен (т.е. частушек) был разным. Мужские частушки, "с картинками", обильно уснащенные обсценной лексикой, девушкам петь не полагалось. В целом танцы считались скорее делом девушек, но встречались и парни, которые умели и любили плясать. На девушках лежала обязанность угощать подруг из других деревень. Девушки были наиболее желанными гостями в любой деревне, в любой праздник. Их наперебой приглашали в гости, угощали. Для девушек характерно чувство единства в пределах "круга", их, как правило, связывали взаимное гостеприимство и дружба. Парни в отношении сверстников из других деревень были значительно сдержаннее, а то и проявляли открытую враждебность. Воспоминания о праздниках нередко смыкаются, главным образом у женщин, с рассказами о встречах и играх молодёжи на вечеринках. Драки, которые регулярно устраивали подвыпившие парни, воспринимаются как досадное, хотя и неизбежное нарушение течения такого хорошего и радостного события. Между тем, если сопоставить рассказы мужчин и женщин разных поколений, становится ясно, что драка - это не нарушение, а норма праздника. Парни: праздничная драка. И мужчины, и женщины отмечают, что драки случались только в престольные праздники, что указывает на связь драки с семиотикой времени в рамках оппозиции праздник/будни. Уже одно это обстоятельство заставляет видеть в драке важный элемент праздничного времяпрепровождения. Праздничная драка являлась институированным способом разрешения напряжения между деревнями (т.е. собственно между мужской частью молодёжи деревень: информанты отмечают, что вражда парней не означала плохих отношений между деревнями в целом). Темпоральный аспект праздничной драки смыкается с возрастным: в праздничной драке участвовали почти исключительно неженатые парни. Женатые мужчины вступали в бой только в случае необходимости защитить родных или односельчан. Бывали и случаи, когда мужики участвовали в драке просто "из любви к искусству", но это воспринималось как явное отклонение. Драка воспринимается как естественная составная часть праздника, в котором у каждой группы есть свое основное занятие. Она прочно вписана в праздник в ряду всех других событий. Выяснение отношений между группами парней из разных деревень происходило в течение одного дня то тут, то там, почти не нарушая общего веселья. Описания драк, сделанные женщинами и мужчинами, существенно различаются. Взгляд девушек и женщин на драку внешний: это наблюдатели, от которых почти всегда скрыты истинные причины происходящего. Поэтому женщины затрудняются в определении природы праздничной драки, сводя все к очевидным вещам: драки деревня на деревню, из-за девчонок, в нетрезвом состоянии. Да женщины и не особенно стремились разбираться. Чаще всего приводится в качестве причины драк опьянение. Бывало, что в качестве причины женщины (реже мужчины) называют ревность, соперничество из-за девушек, причем ревность, так сказать, "коллективную": предметом спора оказывается не конкретная девушки, а девушки своей деревни в целом. Нередко женщины предлагают и наивно-демографические объяснения: до войны парней в деревне было больше, чем девушек, и парням приходилось выдерживать конкуренцию, дракой доказывать свою силу и ловкость. Иногда в качестве причины драки женщины называют желание парней помериться силами, для чего любой повод хорош. Не вникая в суть драки, женщины замечают ее ощутимые последствия. Особенно запоминаются женщинам подробности увечий и убийств в праздничных драках. Женщины подробно описывают оружие, применяемое в драках. Интересно отметить, что мужчины более молодого, послевоенного поколения, сами не принимавшие участия в праздничных драках, а знающие о них понаслышке от старших или наблюдавшие их детьми, по своим оценкам приближаются к женщинам: для них так же непонятен внутренний смысл драки, они также напуганы кровавыми последствиями, так же винят во всем пьянку. Именно мужчины, не дравшиеся сами, охотно описывают оружие, которое применяли на праздниках. У тех, кто сам дрался, акценты расставлены по-другому. Мужчины гораздо лучше осознают глубинный смысл праздничного мордобития. Для них это не просто пьяная случайность, но обязательная часть праздника. Очевидно, что необходимость регулярного снятия агрессивного напряжения для молодых парней была весьма важна, но просто желание подраться, "почесать руки" никогда не называется причиной праздничной драки. Любители подраться встречаются лишь как исключение. Можно сказать, что участие в драке - это единственный способ, кроме отменного пения и пляски (что тоже немаловажно), которым парни могут постоять за честь своей деревни. Пение и пляска - это способы индивидуального отличия, которым парень может произвести впечатление на женскую часть молодёжного коллектива - "сударушек" и "невест". Участие же в драке - коллективное выступление, адресованное "чужакам". Поэтому в праздничной драке так важен контроль над территорией. Недаром часто встречается сравнение дерущихся парней с петухами: для этих агрессивных птиц характерно стремление защищать свою территорию и свой гарем. Петухов приводят в пример только мужчины. Аналогия очевидна: перед дракой птицы "задираются": прохаживаются перед другом, угрожающе кричат, толкаются, словом, ведут себя, как "партии" парней на праздничной улице. Если мужчины упоминают в рассказе оружие, то, как правило, мимоходом, описывая тактику боя. Увечья и даже летальные исходы драк, хотя и упоминаются мужчинами, но не акцентируются: для них очевидно, что не нанесение ущерба было главным, а именно задача "прогнать" и стать "королями". Поэтому нередко примирение двух соседствующих, ранее враждовавших деревень воспринимается как образование общей территории. Важной особенностью праздничной драки можно считать то, что она всегда считалась "внутренним" делом, к которому избегали привлекать официальные власти. То, что в последнее время последствия драк разбирает милиция, по мнению информантов, свидетельствует о забвении смысла и ритуала драки. Где бы ни происходила драка, на своей территории или "в гостях", речь всегда идет о том, чтобы постоять за честь ("славу") своей деревни ("партия" в это время выступает в роли своеобразного "посольства" со своим суверенитетом и крошечной территорией, которую в момент гулянья она занимает). Праздничная драка, таким образом, оказывалась своеобразным вкладом неженатой части мужского населения в общее дело укрепления репутации деревни. Итак, престольный праздник предстаёт перед нами как способ общения деревни с окружающим миром, дающий право на определенное место деревни в "круге". Он является необходимым инструментом структурирования пространства и времени в пределах этого социума. В праздничной "перекличке" деревень каждое торжество представляет собой одну реплику. И каждой категории жителей деревни предоставляется возможность произнести в этой реплике свое слово.
Maria Vadeisha (St.Petersburg) Local feast: the distribution of social roles The article is devoted to investigation of patronal festivals which till recently have played a significant role in peasant culture. The object of analysis are the roles played in the celebration by different sexual and age groups of the village dwellers. First of all, there were two big groups with two different festival occupations, that is, married people and young country folk, feast being main way of spending time for the adults, and outdoor fete - for the youths. Men were responsible for brewing, as beer had traditionally been a favourite drink of the festivals. The duty of women was to cook and bake and provide for the meals. As to the young people, their main occupation was singing and dancing and outdoors. Maids seemed to be doubtless favourites of the events, and they always were welcome in every village, at every feast. Their main aim was to attract attention of guys, and they used to put on best clothes, and compete with each other in singing and dancing. The main event for lads in the festival was a traditional scuffle which used to happen on those days. It is shown in the article that the scuffle was a necessary event of the festival, and it was the way foe the guys to add to the "fame" of their native village. So, occupation of each group was a kind of a "word" in a "cue" which every settlement pronounced in the dialogue of villages during every year.
|