Т.В. Цивьян
Новый персонаж "домашнего" пантеона: Анастасия, богиня дачников[1]
Мое сообщение – следующее продвижение по дачной теме в рамках
проекта «Русские глазами русских». Это – еще одна попытка
фиксации перемен последнего времени в такой прочной и ориентированной на прототип и
консервативность конструкции как русская модель мира,
или русский этнокультурный стереотип.
Еще раз повторю, что дача (> дачники,
дачничество) понимается носителями традиции и как реалия, и как некий символ,
олицетворение идеала природы или, напротив, каторга, трудовая
повинность. Дача-знак, дача-концепт с
определенной точки зрения может стать точкой отсчета
в конструировании жизненного сценария.
Здесь я предлагаю новый ракурс этой темы, «концепт
дачи sub specie мифологии». Вторгающаяся в феномен
дачи мифология является, по моему мнению, дополнительным
свидетельством в пользу того, насколько прочное место занимает
дача в русской модели мира. Тем более примечательно, что
дачная мифология, о которой пойдет речь – авторская. Я имею в
виду богиню дачников Анастасию, которая, как Афина из головы
Зевса, вышла из головы некоего Владимира Мегре, и именем которой
названо движение дачников-анастасийцев.
Существует прекрасная работа Татьяны Барчуновой из
Новосибирского университета «Мой адрес – и дом, и улица.
Отношения между поколениями в постсоветский период и изменение
концепции загородного дома (на примере движения Анастасийцев)»
(2005 г.), где дается четко-профессиональное и объективное
изложение и трактовка этого движения. Эту работу я и излагаю и на
нее опираюсь:
Движение анастасийцев существует во многих городах Российской
федерации. Его цель – строительство поселений, состоящих из
частных домов – так называемых родовых поместий. Концепция
родовых поместий имеет литературное происхождение. Она была
разработана новосибирским бизнесменом Владимиром Мегре в серии
его книг «Звенящие кедры России», которые, несмотря на
литературную неискушенность автора, … выступают в качестве
символического ресурса нового понимания дома.
Родовое поместье должно располагаться на площади
в один гектар и составлять часть (экологического) поселения,
состоящего из 150 поместий, отделенных друга от друга живой
изгородью.
Новосибирский предприниматель Владимир Мегре излагает идеи
своих книг не от своего имени, а от имени прекрасной молодой
женщины Анастасии, которую он, по его словам, встретил
в сибирской тайге, в низовьях Оби. Он говорит об Анастасии как о
божестве, наделенном такими качествами, как всеведение,
всеблагость… и всемогущество. Анастасия покровительствует
российским дачникам (городским садоводам). Труд на даче
расценивается не только как решение задачи обеспечения
продовольствием – он несет в себе сотериологический смысл.
Благодаря дачникам, облагораживающим Землю своими руками, все
человечество было спасено от катастрофы. Дача у Мегре служит
прототипом концепции родового поместья, выдвигаемой в
качестве кандидата на национальную идею.
Сформулированные Мегре принципы … подаются в духе сакрального
знания, а сами произведения представляют собой сочетание
наивно-исторического и религиозно-мифологического подходов.
Подобный стиль в сочетании с умозрительными объяснениями
летающих тарелок, предложениями по хранению ядерных отходов на
дачных участках и т. п. новаторскими идеями – легкая добыча для
критика... Критик легко находит в этих текстах фактологические
неточности… некорректное цитирование Библии, стилистический
примитивизм и проч. литературные грехи… и усматривает в движении
признаки тоталитарной секты, или коммерческого культа.
Участники движения интуитивно ощущают сложность этого процесса
и именно поэтому ищут строительный материал для новой конструкции
в сакрализованных формах знания. Именно поэтому они хотят
заручиться покровительством Анастасии, богини дачников…
Представление о родовом поместье, которое они хотят
реализовать, – это реконструкция дома как обиталища
предков. Это символ порядка, созидаемого для потомков.
На этом я оканчиваю цитирование работы Т.В. Барчуновой.
Приведу теперь несколько примеров из книг и выступлений Владимира
Мегре и его последователей.
[Анастасия, прекрасная 20-летняя девушка, живущая в тайге
и обладающая сверхъестественными способностями и знаниями]:
Если рассказать все, что она говорит о дачниках, какое им придает
значение, то перед ними прямо на коленях всем нужно стоять... Она
считает, что и от голода они всех спасли, и добро сеют в душах, и
общество будущего воспитывают... Анастасия говорит, что дачное
движение в России представляет собой величайший поворотный этап в
развитии человеческого сообщества.
[Говорит сама Анастасия]: Я ... стараюсь помочь людям
вашего мира, которых вы называете дачниками или садоводами… И я
буду продолжать помогать этим людям, которых вы называете
дачниками. Я их очень люблю и никогда не брошу… И именно дачники
могут способствовать осознанию обществом пагубности
технократического пути.
[Прадедушка Анастасии, от которого она получила многое из
своего знания] – Увлеклась она дачниками. Считает теперь,
что явление дачников — есть плавный переход к осмысливанию сути
земного бытия.
[И, наконец, резюме автора]: «Дачники являются
предвестником прекрасного, вслед идущего за ними» – она имеет в
виду обрисованный ею проект будущих поселений. И мне самому
захотелось жить в одном из таких прекрасных поселений, и чтобы
находилось оно в процветающей стране, а называлась эта страна —
Россией.
По словам Анастасии, благодаря деятельности дачников в 1992 г.
была предотвращена планетарная (экологическая) катастрофа. В
2006 г. появилось безыскусное стихотворение, написанное адептом
анастасийства:
дачникам
Я воспеть хочу просто дачников
Что собою Планету закрыли
Катастрофу планетных масштабов
На участках своих прекратили
Тех людей что Любовь свою дарят
Небу, Солнцу и всем растениям
И землей занимаясь охотно
Умножают ее наследие
Не дадим мы погибнуть Матери
Что по жизни нас всех кормила
Создадим еще лучше участки
Райским садом чтоб всех одарила[2]
Здесь я не буду касаться вопроса, почему анастасийство
объявляется тоталитарной сектой или пирамидой, разоряющей
пенсионеров, и почему оно вызывает такое раздражение. Нашей
теперешней жизни (и, соответственно, нашей картине мира) не
хватает толерантности (современному термину, я бы предпочла слово
терпимость). Враждебность к анастасийцам,
оскорбительность полемики в прессе и в Интернете ставят в тупик и
затрудняют анализ (в моем случае чисто семиотический или
культурологический). К анастасийцам особенно беспощадны
борцы с сектанством: «Итак, новая богиня предложена
довольно многочисленной части российского общества.
Дачник-"анастасиец" – это городской житель, своего рода
идеологический маргинал. Он уже не советский человек, но живет
верой в силу научно-технического знания. Он еще не захотел или
еще не смог воцерковиться: "слишком сложно"… Он верит в НЛО,
экстрасенсов, восточные чудеса, лекарства-панацеи, астрологию и
геомантию. Вот они, бывшие посетители мавзолея, с надеждой
обращающие свои взоры к "Анастасиюшке"»[3].
Этот кавалерийский наскок бы был всем хорош, если бы он
учитывал, что архетипическая картина мира и тем более
секуляризованная картина мира формируется в диахронии и синхронии
как сплав и наивных, языческих, и религиозных, и (соответствующих
своему времени) научных представлений. Это должна учитывать любая
неангажированная критика. Кстати, тогда она может быть и более
действенной. Неомифологизм – явление достаточно распространенное,
и авторский неомифологизм всегда будет иметь доморощенный
характер (особенно у непрофессионального писателя). Тем не менее,
это значимый вклад в фольклорно-мифологическое досье собственной
традиции.
Меня, как я уже сказала, в данном случае занимают вопросы
чисто семиотические. А именно: почему практичный экономический
проект организации загородного жилья использовал
(нео)мифологическую надстройку? Почему в этой конструкции было
востребовано не просто некое магическое знание, а введена богиня,
причем не просто богиня природы, леса, сада и под., а богиня
дачников. И, отходя от прагматики адресного обращения к
определенному контингенту, как и почему этот неомифологизм
подхватывается и «срабатывает»? [4] Выскажу
некоторые предварительные соображения.
Мне кажется, это происходит, среди прочего, потому, что в
русской модели мира дача как концепт, как единица
словаря, уже имеет свою ячейку; дача осознается
носителями традиции как необходимая жизненная составляющая.
Богиня дачников органично вписывается в русский пантеон
(точнее, в ранг доброжелательных сверхъестественных персонажей,
вступающих в контакт с человеком, что-то вроде доброй феи,
«девушка – добрейший чародей», как называет ее
Мегре), и не только потому, что дача
актуальная русская реалия, а еще и потому, что она приобрела
фольклорно-мифологический валёр (дача – особое место,
дачники – особый народ). При этом концепт дачи
активно укрепляет этнокультурную окраску. «Пора отдыхать
по-русски!» – призывает сибирская туристическая компания,
объявляя экскурсию «В гостях у анастасийцев». Так модному на
Западе экологическому туризму противопоставляется свой,
специфически русский.
Мегре в своей идее родовых поместий верно угадал функцию
русской дачи в качестве некоего духовного идеала,
национальной идеи. Известного журналиста и писателя Дмитрия
Быкова вряд ли будут упрекать в сектантстве и коммерческих
устремлениях за то, что в его эссе «Джентльмены у дачи» (МР № 11)
высказаны (только на ином литературном уровне) практически те же
идеи, что и у Мегре. Фрагментом его эссе я и закончу свое
сообщение:
Дача потому всегда была синонимом Родины, что
нормальная, будничная жизнь земли горожанину является только
здесь. Только здесь он общается с тем, что так расплывчато и общо
называет природой. Свежий воздух! Он действительно
свеж настолько, что в первые три дня дачник засыпает на ходу:
отравление кислородом с непривычки. Всякая мелкая живность —
жуки, комары, бабочки, шмели, гусеницы: вот детское царство,
детский рай. И обязательный свой маленький огород — он почти
всегда есть у ребенка среднего, не слишком рьяного дачника,
потому что этого ребенка не заставляют все время вкалывать и у
него не появляется отвращения к земле. Тут ребенок начинает
понимать, как приятно быть собственником: ему выделяется СВОЙ
квадрат почвы, и на нем он выращивает, что хочет
<…>
Других усадеб у нас не было — только эти, по шесть или
восемь соток. И крепостных не было — работали сами. Сами,
как Левин, косили, сами копали, сами ели.
Тут была наша Россия. И мы ее обустроили, как могли.
Иногда мне кажется, что у нас это получилось значительно лучше,
чем у государства.
[1]
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ
06-04-00598а.
[3]
http://www.iriney.ru/sects/anastasia/001.htm
[4]
Вот одно из неомифологических упражнений в связи с
Анастасией: «Частично ответ на этот вопрос Владимир Мегре и
вкладывает в уста героине цикла своих книг, Анастасии –
Собирательный Образ Русской Богини Духа. <...>
в наше время Образ Богини-матери естественным
путем пришел к своему очередному Обновлению, поскольку новое
время предъявило к нему более строгие и многоплановые требования,
которые должны удовлетворять всем современным представлениям
человечества о себе, своем месте в мире и своей духовной истории»
(http://www.oreola.org/proizvedenija/religija_ehzoterika_filosofija/vald_megre.html
).
Материал размещен на сайте при поддержке гранта РФФИ №06-06-80-420a.
|