Светлана Смирнова
Ризики: мир игры и слова
Научный руководитель - директор
Центра русского фольклора
А. К. Смирнов
Казань
2001
Я решила написать о Резинках, потому что кроме детей об этом мало кто знает. Дети неохотно пускают взрослых в свой мир, а если и пускают, то всего не рассказывают. У них есть свои секреты, обычаи, поверья. А не рассказывают они потому, что взрослый может посмеяться над тем, во что они искренне верят.
Детский фольклор очень важен для науки, и нельзя допустить, чтобы такая игра, как Резинки, включающая в себя огромный и кипящий мир детской культуры, пропала бесследно. По нашим сведениям, бытование этой игры на территории России еще не было описано в литературе. Мне известно о существовании работ Ану Виссел и М. Заплетала, посвященных описанию этой игры в Эстонии и Чехии. Пока удалось найти только статью Ану Виссел "Детские игры "в резиночку" в Эстонии". В ней освещаются лишь некоторые аспекты, но совершенно не рассматриваются правила, лингвистическая сторона, а также мы не получаем полного представления об играх и движениях.
В моей работе рассматривается бытование этой игры на территории города Зеленодольска Республики Татарстан. Исследование было проведено на основе моих собственных знаний, а также были опрошены девочки моего возраста: Твердова Катя (1985 г.р.), Дюбанова Катя (1985), Леонтьева Лана (1984), Вахромова Лена (1984), Герасимова Женя (1985), Зубарева Маша (1984) и Камалова Дина (1985). Моя учительница И.П. Багаутдинова (1967) рассказала, как в эту игру играли в семидесятые годы.
Резинки – это не просто детская игра, это очень сложная система. Даже трудно поверить, что её придумали дети. Многие спрашивают, почему я занялась её изучением. По-настоящему, ответ очень прост: все занимаются изучением уже умершего фольклора или собиранием умирающего, а я решила, что надо собирать живой фольклор, пока ещё не поздно.
Так что же это за игра, Резинки? К каким играм её можно отнести? Трудно отнести её к какой-то определенной категории, т.к. она очень сильно отличается от остальных игр. Опираясь на классификацию игр Е.А. Покровского, Резинки можно отнести к подвижным играм с различными орудиями (верёвочкой, жгутом, мячиком, палками и т.д.).
Однако, Резинки – это не только подвижная игра, в ней большое значение имеют и другие стороны. Большую роль здесь играет графический аспект, который включает в себя построение геометрических форм с помощью резинок. Другой аспект этой игры – театральный. Здесь меняется поведение игроков, которые могут уподобляться предметам и их действиям. В данной статье эти аспекты рассматриваться не будут, речь пойдет о "жизни Резинок", нормативном и словесном аспекте.
Я не знаю другой игры, имеющей такую сложную структуру. Во всех подвижных играх исполняется одно или несколько определённых движений. Они могут исполняться несколько раз одним или всеми игроками по очереди. Надо или что-то перепрыгнуть, или куда-то перебежать, или где-то спрятаться. Здесь же очень много разных игр, связанных определёнными правилами, имеющих единую структуру.
ЖИЗНЬ РЕЗИНОК
Чуть на улице подсохнет, и на каждом шагу можно встретить маленьких девчонок, играющих в резинки. Взрослые думают: "Прыгают – и пусть себе прыгают!" Но они даже и не подозревают, сколько всего интересного за этим кроется. Дети всё прыгают и прыгают, и ничто и никто не может их от этого оторвать.
В Ризи мы играли с раннего детства, еще до школы, и класса до седьмого. Иногда с нами играли даже мальчишки, но случалось это крайне редко, да и девчонки особо не любили с ними играть, потому что играли мальчишки еле-еле, и соперниками были несильными. Прыжок в Резинках – это не просто прыжок в высоту. Он имеет особую, отработанную технику. Мальчишки не могли овладеть этой техникой так хорошо, как мы, и прыгали как-то неуклюже. Было очень смешно наблюдать за ними.
Играли в Резинки, только когда на улице было сухо. Даже в школе начинали играть только в мае и заканчивали, когда становилось холодно. Зимой играли иногда дома с подружкой.
Самыми злейшими врагами Резинок были учителя и технички. Хотя некоторые учителя нас понимали и разрешали играть в классе, чтобы технички не ругались в коридоре. А сколько резинок было отобрано! И куда их только девали в таком количестве? Но никому ни разу не посчастливилось отобрать их у меня, я была уже опытная в этом деле.
А дома?.. Вы можете себе представить, что дома мы тренировались? Это игра до такой степени вошла в нашу жизнь, что мы погружались в неё целиком. Это было похоже на эпидемию. Дома зацепляли резинки за табуретки и прыгали. Счастье - у кого были стулья со спинками. У меня их не было, и я очень страдала из-за этого: не получалось играть выше вторых. А если на улице очень хотелось играть, а было всего два человека, то искали камушек, зацепляли за него и играли. В школе чуть звонок, так повсюду можно услышать возгласы: "Девчи, айда играть в Ризи!" Перемены были небольшими, поэтому игру начинали не заново, а продолжали. Набирал команды обычно владелец резинок. Он же выбирал, кто будет первым, а кто вторым. Иногда были уже сформированные команды, которые играли друг с другом в течение многих месяцев, а может быть даже лет: "Не буду я с Машей, только с Наташей!" Любили играть в паре с тем, кто лучше играет, как в прочем и в любой игре.
Очень интересны воспоминания моей учительницы Ирины Павловны Багаутдиновой, связанные с Резинками: "В седьмом классе игра уже приобрела некое ритуальное значение. Там уже играли не ради Резинок, а ради привлечения внимания, потому что я хорошо помню, что когда играли, то обязательно распускали волосы, а с распущенными волосами прыгать не самое приятное занятие. Одевались при этом как-то понаряднее. И уже не сами Резинки, а что на улице не просто гуляешь, бродишь с места на место, а вот скачешь, вроде привлекаешь внимание. А до этого сама игра имела смысл в первую очередь".
ПРАВИЛА
Большую роль в Резинках играет нормативный аспект. Некоторые правила здесь являются постоянной нормой игры, они не обговариваются заранее, т.к. уже давно установлены. Остальные правила устанавливаются перед игрой. Их обычно назначает последняя пара, как правило, не в пользу первой. Она может отдать одно правило первой паре, а может и не отдать. Об этом надо сказать вслух, даёт она или нет. Если она ничего не сказала, то первая пара может сама его себе забрать. Об этом тоже надо сказать вслух: "Одно правило наше".
Было одно суеверие в детских играх, о котором просто нельзя не упомянуть. Если человек что-то говорит или выдвигает какие-то требования и при этом задевает за красное, то считается, что это обязательно должно быть выполнено. Это суеверие присутствовало не только в Резинках, но и в других играх. В Резинках оно применялось, когда назначались правила. При этом часто разгорались споры:
- Первой паре правил не даём!
- Я за красное задела, одно правило наше!
Или:
- За красное достала, правило забрала!
- Ничего не знаю, я первая сказала, что первой паре правила не даём. И вообще, это не красное было, а бардовое!
1. Играют обычно по парам. Бывает две, редко три пары. Пара –это устойчивое название одной играющей команды, вне зависимости от того, сколько в ней человек. Обычно это два или три человека. В каждой паре должно быть равное количество людей, но нередко мы это правило нарушали.
Сначала играет одна пара. Если в ней пропадает один человек, а второй пропадает и не выручает первого, то пропадает вся пара. В игру вступает следующая, а первая держит резинки.
Играют также и по одиночке (три человека). Двое стоят держат резинки, один играет. Сначала играет первый человек, потом второй, затем третий.
2. Лапша бывает на Первых и Вторых, а на Третьих нет, т.к. третьи мерятся по ягодице. Узкие иногда бывают и на третьих. Люди, стоящие в резинках, стоят не лицом друг к другу, как при обычной ширине, а боком. Таким образом ширина резинок соответствует ширине Узких на Первых и Вторых. Если получается слишком узко, то ещё вставляют руку в резинки.
Лапша может не исполняться совсем. Может исполняться только Первая Лапша или только Вторая Лапша в зависимости от желания играющих.
3. С поворотиком или без.
На Лапше очень трудно играть, т.к. трудно прыгнуть внутрь резинок одной или обеими ногами, если между резинками очень узкий промежуток. Чтобы легче было прыгать, те, кто держит резинки, поворачивают ногу так, чтобы носок смотрел не вдоль резинок, а перпендикулярно. Так получается немного шире. Такое положение называется с поворотиком. Перед игрой всегда обговаривается - Лапша с поворотиком или без.
4. Шкурка.
Если одна пара прошла целую игру, то начинает играть другую, при этом она зарабатывает шкурку. Ее можно потратить, когда пропадаешь. Если пара пропадает, она может потратить Шкурку и продолжать игру дальше. Также их можно копить.
5. Вперёд батьки не лезь.
Игроки в паре играют в определённом порядке и потом в течение всей игры соблюдают его. Они заранее договариваются, кто первый, а кто второй. Есть даже такое правило: вперёд батьки лезть запрещается. Говорили: "Вперёд батьки не лезь". Иногда это могло считаться за пропадание. Позднее это правило не обговаривалось. Оно было само собой разумеющимся.
6. Выручание.
Если один человек пропадает, а второй нет, то второй выручает первого, т.е. играет за него. Выручать может как первый второго, так и второй первого. Если играли втроём, то решали между собой кто кого выручает. Если пропадали двое, то третий мог выручить двоих. Если игрок за себя сыграл, а за друга нет, то пропадает вся пара.
Казалось бы, что батька (первый игрок) занимает главенствующее положение в паре, но с другой стороны вторым играет более опытный человек, т.к. если пропадает первый человек, то второму удобнее сразу играть за себя и за друга. Если пропадает второй, то первому приходится ещё раз вступать в игру.
7. Первое за себя или за друга.
Можно было услышать вопрос: "Первое – за себя или за друга?" Если первое – за себя, то это значит, что второй игрок сначала играет за себя, а потом уже выручает друга.
Если первое – за друга, то это значит, что выручающий человек сначала играет за друга. И если он за друга сыграл, а за себя – нет, то друг (первый игрок) может его выручить. Но в первое –за друга мы почти не играли, т.к. это было слишком легко.
8. Выручать по шестёркам.
Позднее в Пиратиках и в Северных изобрели новый способ выручать. Вместо того чтобы одно упражнение сыграть два раза, игрок как бы объединял их и вместо двух движений играл одно, но количество элементов увеличивал вдвое. Вместо, привычных раз – два – три, он играл в два раза больше: раз – два – три – четыре – пять – шесть. Если же играют три человека, и первые двое пропадают, то третий может сыграть по девяткам, т.е. за себя и за двоих пропавших. Но основное правило, это по шестеркам. Выручать по девяткам – это менее употребляемый термин. Когда говорили выручать по шестеркам, то под этим понятием подразумевалось и выручание по девяткам, когда выручали двоих. И более того, это правило относилось ко всем движениям, связанным со счетом, даже если элемент в движении повторялся не шесть или девять, а меньшее или большее количество раз.
9. Огонь тушить или море останавливать.
Если вдруг на улице вы услышите детский крик: "Огонь тушить можно?" - о чём вы подумаете? Я – о тех же самых резинках. И не ошибусь. Резинки имеют такую привычку (особенно на ветру) раскачиваться. Тушить огонь, значит, останавливать руками резинки. Иногда это запрещали делать. И тяжко же нам тогда приходилось, особенно если была Лапша.
10. Земля горячая.
До земли нельзя дотрагиваться руками, даже если падаешь. Называется это правило – земля горячая. А иногда бывают горячими и люди.
11. Море обходить можно или нельзя.
Тушить огонь, земля горячая… и это ещё не всё. Есть даже такое, как обходить море или перешагивать. Под морем подразумевается территория, огороженная резинками. Перешагивать море, значит, перешагивать через резинки. Обходить море, значит, переходить на другую сторону, обходя тех, кто держит резинки. Бывает такое, что перешагивать нельзя, а обходить можно или наоборот. Может запрещаться всё или разрешаться всё. Иногда, когда всё запрещается, и начинать играть с той стороны, неудобно, то лазают под резинками. И чего только не было за время препровождения около резинок!
12. Можно снимать обувь или нельзя.
Было такое, что запрещали снимать обувь. А случалось это обычно, когда назначающая правила пара была в удобной обуви, а соперники, например, в туфлях или в босоножках (чаще всего в школе). В такой обуви играть было практически невозможно, и вторая пара из вредности запрещала снимать обувь.
13. Зацепки не в счёт.
Если обувь снять не удавалось, то приходилось играть в босоножках. А, как вы знаете, у них много разных зацепок (застежек, ремешков). Вот и придумали правило: зацепки в счёт или нет. Если правило предусматривает, что зацепки не в счёт, и ты не смог прыгнуть из-за того, что резинка зацепилась за обувь, то это не считается за пропадание.
14. Палочка-выручалочка.
Ещё у нас была палочка-выручалочка. А появлялась она обычно, когда команды уже были набраны, и кому-то не хватило места. Вот и просилась: "Возьмите меня, пожалуйста, палочкой-выручалочкой". Иногда брали, а иногда можно было услышать ответ: "Мы – без палок!". Чем она занималась? Если пара пропадала, то она могла выручить. Но, честно говоря, я её не любила, считала, что каждый должен за себя играть, а то так не интересно.
15. Без распрыжек.
Легче прыгать, если перед прыжком, немного попрыгаешь на месте, т.е. распрыгаешься. Но могут сказать: "Без распрыжек".
16. Забывки не в счёт или будки – незабудки.
Когда пропадает одна пара, играет другая, а потом снова первая. Надо начинать с того же места, где пропали. Иногда забывают, откуда надо начинать. Если в начале игры было сказано, что забывки в счёт, и случайно начинают не с того места, то это считается за ошибку. Если же было сказано, что не в счёт, то – не считается. А иногда правила даже запрещают подсказывать, откуда надо начинать. А, вообще, об этом правиле редко вспоминали.
17. Мерить по большим или по маленьким?
Перед началом игры задают вопрос: "Мерить по большим или по маленьким?". Высоту резинок всегда мерит та пара, которая играет. Но в паре должен мерить кто-то один. И поэтому в начале игры назначают, кто должен мерить высоту резинок. А мерят высоту резинок всегда перед тем, как начать играть после того, как пропали, или когда начинают новый кон или игру. Те, кто назначают правила, как всегда хотят сделать получше себе и похуже другой паре. Известно, что чем выше резинки, тем сложнее играть. Попробуйте перепрыгнуть резинки, когда они вам по грудь, и не просто перепрыгнуть, а прыгать туда и обратно целый кон. Поэтому если в первой паре между игроками большая разница в росте, а во второй нет, то вторая пара скажет: "Мерить по высоким!". А если наоборот, то скажут мерить по низким.
18. Остановки.
Иногда на кон или на каждое движение даётся определённое количество остановок. Эти остановки используются, когда одно движение долго играешь, и уже нет сил продолжать. Можно договориться о любом количестве остановок или о полном их отсутствии. Например, на кон может быть дано три остановки, и игроки должны их расходовать по своему усмотрению. Иногда можно их экономить. Если даётся определённое количество остановок на каждое движение, и ты одно движение сыграл без остановок, то эти остановки можно израсходовать в следующих движениях. Но чаще всего экономить запрещалось, т.е. если остановка не израсходована, то она пропадает.
19. Утюгом гладить или король - на месте?
Часто, когда играют, то близко подходят к стоящему в резинках человеку. Тогда играющему некуда прыгать, ему надо отойти назад, не меняя положения в резинках. При этом отпрыгивали двумя ногами назад, не отрывая их от земли и шаркая. Это называется гладить утюгом. Иногда не разрешается двигаться в резинках, это называется король – на месте.
20. Выскользки в счёт или нет?
Выскользка – это когда выскальзывает резинка из под ноги, после того, как на неё уже прыгнули. Иногда это считалось за пропадание, а иногда нет.
21. Волков пугать.
Во время Мешалок в тот момент, когда игрок прыгает на резинку, стоящие начинают двигать ногами и запутывать резинки, чтобы игрок не прыгнул, как надо. Иногда игроки только делают вид, что собираются прыгнуть, чтобы посмотреть, как стоящие будут запутывать резинку. Это называется Волков пугать. Иногда не разрешалось волков пугать, т.е. делать вид, что собираешься прыгнуть, надо было сразу прыгать.
21. Строгие или добрые правила.
Перед началом игры, чтобы не перечислять все эти правила, просто говорят: "Все правила строгие" или "Все правила добрые". Если строгие, то ничего не разрешается, а если добрые, то наоборот. Чаще всего правила были строгими.
22. Жильда.
В игре в Ризи никогда не обходилось без споров и криков. И очень большую роль в этом играла Жильда. Каждая пара с нетерпением ждала, чтобы побыстрее пропала другая пара - это было вполне объяснимо. Они тихо качали резинки, поднимали их повыше или жильдили. Жильдили, значит, говорили под руку, говорили про себя: "Пропади, пропади" и т.д. Девчонки верили, что из-за этого действительно можно было пропасть. Иногда даже начинали спорить из-за этого:
- Я не виновата. Это всё ты жильдила!
Или:
- Ты один раз не повернулась. Пропала!
- Нет, повернулась! Давай переиграю, вот увидишь, Жильда докажет!
В этот раз она уже обязательно повернётся. Но та девочка ясно видела, что она не повернулась. И ей станет так обидно, почему же Жильда всё-таки не доказала! Жильду связывали с какой-то сверхъестественной силой, которая могла помешать правильно сыграть или, наоборот, доказать правильно ли сыграли. Это были детские поверья, в которые я никогда не верила. Я не любила ни само слово Жильда, ни то, как в это все верили.
Иногда бывало, что вторая пара забудет какое-нибудь правило сказать, а первая пара не соблюдёт его. И вот начнётся спор, сказали правило или нет. Вообще, такое впечатление, что игра в резинки состояла не из игр, а из споров. Из споров-то она состояла, но без взаимопомощи тоже не обходилось, даже своим соперникам.
23. Дарение шкурок.
Если одна пара заработала много шкурок, то она может подарить одну другой паре. Иногда правила предусматривают, что, например, каждую пятую или седьмую шкурку надо отдавать противникам. Делают это из-за того, что если одна пара уйдёт далеко, а вторая "застрянет" где-нибудь, то первой паре становится скучно играть без действующего соперника. В этом случае могут не только подарить шкурку, но и выручить своего соперника, т.е. сыграть за него.
СЛОВЕСНОЕ ТВОРЧЕСТВО РЕЗИНОК
Большое значение в игре в Резинки имеет лингвистическая сторона. В ней очень богатая терминология. Свои названия имеют разные стороны игры:
1. Виды положения резинок по высоте и по ширине.
2. Правила.
3. Игры.
4. Движения, как части игры.
5. Поведение участников.
Рассматрим образование терминов. Они, как правило, создаются на основе старых слов. Эти слова имеют свои устоявшиеся значения, т.е. привязаны к определённым явлениям (предметам, их свойствам и действиям). При образовании термина слово привязывается к новому явлению, т.е. приобретает новый смысл. При этом оно может изменять свою форму. Рассмотрим, что происходит со словами в данном процессе и сферы, откуда они заимствуются, а также причины привязки именно данного слова к данному игровому явлению.
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ФОРМЫ СЛОВА
В процессе превращения слова в игровой термин форма слова в некоторых случаях изменяется, а в некоторых остаётся неизменной.
В Резинках встретились неизменные слова (Лапша, Машина, Камень), хотя их оказалось не очень много. Оставаясь неизменными по форме, они меняют лишь свой смысл.
Для большинства названий игр и видов расположения резинок по высоте используют существительные, которые произошли от прилагательных или числительных (Московские, Старенькие, Английские, Французские, Немецкие, Северные, Узкие, Первые, Вторые и т.д.). Возможно, в некоторых случаях такие существительные возникли в результате стремления детей к краткости и чёткости терминов и выражений в игре. Ярким примером того являются термины Первые, Вторые и т.д. Раньше говорили Первый класс, Второй класс и т.д. Со временем термин класс перестал использоваться, а прилагательное Первый перешло в разряд существительных и приобрело множественную форму (Первые).
Как видим, в игре очень много терминов множественного числа: Десятки, Слепые, Рыбы, Матрасы, Бананы, Зайцы, Английские. Интересно, что эти термины обозначают явления единственного числа. Возможно, в некоторых случаях существительные, которые произошли от прилагательных (Слепые, Английские, Северные), имеют форму множественного числа, вследствие того, что с этими прилагательными когда-то употреблялись существительные множественного числа. Затем существительные перестали употребляться, прилагательные сами перешли в разряд существительных, а форма множественного числа осталась.
Многие термины в Резинках образуются при помощи уменьшительных суффиксов, например, Конфетка, Кащейка, Помидорчики, Огуречики, Десяточки и т.д. Наличие уменьшительных суффиксов – характерная черта для многих произведений русского детского фольклора, особенно ими полны колыбельные, пестушки и потешки. Об этом пишет О.И. Капица в своей книге "Детский фольклор".
Есть случаи образования новых слов. Чаще всего это отглагольные существительные. Они образуются при помощи приставок и суффиксов: Перелётики, Выскользки, Забывки, Вертушки, Распрыжки, Мешалки, Смешилки. Особенно интересны формы с приставками.
Кроме терминов в игре существуют устойчивые выражения, которые используются в правилах. Эти выражения тоже очень сжаты, отсюда широкое использование неполных предложений (Без распрыжек, Выскользки в счёт, Зацепки в счёт).
Интересны формы употребления некоторых выражений. Например, говорится играть не парами, а по парам, выручать не шестёрками, а по шестёркам.
ОТКУДА БЕРУТСЯ НАЗВАНИЯ
Названия дети берут, в основном, из тех сфер, которые им не просто нравятся, а с которыми они больше всего сталкиваются, в которых они живут. Эти названия отражают их интересы
Резинки и всё, что вокруг них, дети связывают с природой. Колышущиеся резинки называли огнём или морем (Море обходить, Огонь тушить, Море останавливать). Также названия связаны с животными (Зайцы, Лисички, Рыбы, Волков пугать). Здесь мы сталкиваемся с олицетворением.
Многие названия связаны с едой, особенно со сладостями (Конфетка, Баннаны, Кофе-Какао, Лапша, Морковка, Огуречики, Помидорчики).
Некоторые названия берутся из сказок ( Кащейка, Пиратики, Микки-Маус, Буратино, Чипполлино, Папа-Карло, Мальвина).
Многие названия (отглагольные существительные) отображают действия (Забывки, Распрыжки, Выскользки и т.д.).
Есть такие термины, которые являются общими для многих игр, в Резинках они употребляются в общепринятом значении, например, Шкурка, Жильда, Кон.
Меня очень заинтересовало происхождение слова Жильда. Трудно понять, как оно образовалось. Найти его удалось только в двух словарях. В "Толковом словаре" В.И. Даля жила - "это неправедный стяжатель, охотник присваивать себе чужое". Жилить – "присваивать себе, что неправо, отжиливать, называть чужое своим; делать натяжки в игре, спорить неправо в свою пользу" 1 . Шильничать – "мошенничать, плутовать, жилить, обманывать, натягивать в свою пользу" 2 .
В "Словаре русских народных говоров" 3 "жилда" - это любитель присваивать чужое, спорщик, тот, кто жульничает в игре. Использование слова в народной речи указывает на то, что оно имеет истоки в традиционной культуре.
Между понятием Жильды в словаре и нашим пониманием есть сходство и различие. В словаре жилдить – это жульничать. В Резинках – это наговаривать, мешать играть, т.е. тоже в какой-то степени жульничать.
С другой стороны, в словаре жилда – это тот, кто жульничает, а у нас того, кто жульничает, жилдой не называли. Жильда в нашем понимании сверхъестественная сила (Жильда докажет!), только не понятно добрая или злая. С одной стороны - добрая, которая помогает восстанавливать справедливость, а с другой стороны – злая, которая мешает играть. А может быть, беспристрастная, как судьба, которая неизвестно какой стороной повернётся. Прямо-таки бог игры!
Таким образом, в наши дни происходит расширение, обогащение смысла этого понятия, а может быть даже мифотворчество.
ПЕРЕНОС СМЫСЛА
При образовании терминов происходит перенос смысла с одних объектов на другие. Данный перенос можно разделить на две категории: метафорический перенос и метонимический перенос.
А. Метафорический перенос.
В этом случае происходит перенос смысла с явлений другого класса на основе сходства формы или действий этих явлений, с одной стороны, и формы резинок или действий игроков, с другой. Фактически, происходит акт уподобления. Термины, образованные этим путем, являются номинативной метафорой. Но метафора не умирает, названия остаются живыми, образ не угасает, он постоянно присутствует в данных терминах 4 .
В основном это термины, выраженные существительными и выражениями.
1. Существительные.
1.1. Резинки имитируют форму предметов.
Лапшой называется уровень, когда резинки держатся на одной ноге, что делает их такими же узкими, как лапша. Морковка – это когда резинки расположены в форме морковки. Матрасы такие широкие, как настоящие матрасы. Платочки приобретают форму свёрнутых платочков в один из моментов исполнения этого движения. При исполнении движения Конфетка в одном из элементов этого движения резинки приобретают форму конфетки, что видно даже на значке.
1.2. Человек имитирует форму предмета.
Когда исполняется Точка-точка-запятая, игрок выполняет движения, которые действительно напоминают точку и запятую. В Пузыриках (Помидорчиках) надувают щёки, которые становятся, как пузыри (помидоры). В Огуречиках же щеки наоборот втягиваются, и они становятся похожими на огурцы.
1.3. Человек имитирует действие (или бездействие) предмета.
Пешеходами назвали игру и первое её движение из-за того, что первое движение похоже на шаги пешехода. В Лисичках играющие имитируют бег лисы, в Мячиках – прыгают, как мячики. В Пожарках – делают всё очень быстро, словно пожарные, в Слепых – закрывают глаза, в Рыбах – молчат. В Машине – стоп! играющие своим бегом имитируют движение машины. А в этапе Камень катится они тоже бегают, но во время остановки остаются неподвижными, как камень. Палочка-выручалочка – это человек, который не является игроком, а только выручает тех, кто пропадает.
2. Выражения, которые в этой игре превратились в игровые формулы.
Король на месте – нельзя двигаться, игрок называется королём. Гладить утюгом значит прыгать в резинках туда сюда, делая движения, которые создают впечатление, что гладят утюгом (см. выше). Если Земля Горячая, то до неё нельзя дотрагиваться.
Море обходить или перешагивать – значит обходить или перешагивать резинки. Другая пара понятий - Огонь тушить и Море останавливать. Резинки называются огнём или морем. Когда они колышутся, то сравниваются с волнами на море или с тем, как колышется пламя. Остановка резинок соответственно сравнивается с процессом тушения огня или остановки волн.
Б. Метонимический перенос.
Происходит перенос смысла между объектами одного класса. Он происходит не на основании уподобления, а на основании отождествления явлений. Происходит сужение смысла, движение от более абстрактного к более частному, связанному именно со сферой игры в резинки. Эти термины обозначают действия, признаки предметов, счет (Зацеп, Забывки, Распрыгивание, Первые, Узкие, Мешалки), поэтому они выражены отглагольными существительными и существительными, образованными от прилагательных и числительных.
1. Отглагольные существительные.
Зацеп назвали из-за того, что во время исполнения этого движения игрок зацепляет ногами резинку. В Вертушках после нескольких движений нужно поворачиваться, получается так, что человек всё время вертится. Перелётиками было названо движение из-за того, что в этом движении нужно часто перепрыгивать с одной стороны резинок на другую, как будто их перелетать. Забывками названы те явления, которые забываются.
В Смешилках пытаются рассмешить, в Мешалках мешают играть.
Распрыгивание – это несколько прыжков на месте перед основным прыжком. Выскользка – это явление когда выскальзывает резинка.
С поворотиком или без. Поворотик – это значит повёрнутая нога. Зацепки не в счёт. Зацепка – это то, что зацепляется, в данной ситуации зацепки имеет обувь, и они зацепляются за резинки.
2. Существительные, происшедшие из прилагательных и числительных.
Узкие были названы из-за того, что в этом уровне резинки уже обычной ширины.
Первые, Вторые, Третьи и т.д. обозначали последовательное расположение резинок по высоте. В Двушках (Пиратики и Северные) всего два элемента.
В Трёшках определённая система движений повторяется три раза. Годики играют столько раз, сколько лет играющему. В Десятках все названия соответствуют тому, сколько элементов в движении (Десятки, Девятки, Восьмёрки и т.д.).
Есть и такие термины, которые явно возникли не в результате тождества, но и подобия мы в них не наблюдаем. На первый взгляд перенос кажется необоснованным. Дети, имея совершенно иное видение мира, могут проводить параллели между, казалось бы, совершенно несопоставимыми вещами. Возможно, когда-то этот перенос имел под собой какое-то основание, но сейчас оно не очевидно. Вероятно, некоторые явления назывались из-за того, что просто понравилось слово или количество слогов этого слова соответствовало количеству элементов движения.
Таких слов достаточно много в Резинках: Гробики, Зайцы, Кофе-Какао, Кащейка, Бананы, Пиратики (Зеленодольские), Московские, Тик-Так, Старенькие, Французские, Немецкие, Украинские десятки, Бананы, Английские, Русские Пешеходы.
Зеленодольские – второе название Пиратиков. По моим сведениям, Пиратики распространены не только в Зеленодольске. Они были названы Зеленодольскими совершенно случайно, видимо, дети хотели, чтобы у них была какая-то игра, связанная с названием их города.
Можно предположить, что названия связанные с местностью, Английские, Французские, Немецкие, Украинские Десятки, Московские, не случайны. Может быть, они происходят оттуда, но это маловероятно.
В этой работе были рассмотрены некоторые аспекты игры в Резинки: ее "жизнь", правила, лингвистическая сторона. В будущем хотелось бы собрать больше игр нашего и других регионов, узнать их структуру, сходства, различия, процесс развития игры во времени. Очень интересно узнать о времени и месте происхождения резинок.
Обращение к современной детской традиционной культуре позволяет лучше понять закономерности развития детской психологии, успешнее решать педагогические задачи.
СПИСОК ТЕРМИНОВ
Английские
Бананы
Будки – незабудки
Буратино
Вертушки
Волков пугать
Восьмёрки
Вперёд батьки не лезь
Вторая Лапша
Вторые
Выручать
Выручать по шестёркам
Выскользки
Глобусы
Годики
Гробики
Двушки
Девятки
Десятки
Десяточки
Жильда
Забывки
Зайцы
Зацеп
Зацепки
Земля горячая
Камень катится
Кащейка
Конфетка
Кофе – Какао
Лапша
Лисички
Мальвина
Матрасы
Машина едет
Мешалки
Микки-Маус - стоп
Море (останавливать, обходить, перешагивать)
Морковка
Московские
Мячики
Немецкие
Новые Пешеходы
Огонь тушить
Огуречики
Однёрки
Одноножка
Палочка-выручалочка
Папа-Карло
Первая Лапша
Первые
Перелётики
Перепрыгнуть
Пешеходы
Пеши
Пешки
Пиратики
Платочки
Пожарки
Помидорчики
Пузырики
Пятёрки
Пятые
Распрыжки
Резинки
Ризи
Ризики
Рыбы
Северные
Семерки
Слепые
Смещилки
С поворотиком
Старенькие
Точка – точка – запятая
Третьи
Трёшки
Узкие
Утюгом гладить
Четвёрки
Четвёртые
Чипполлино
Шестёрки
Шестые
Шкурка
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – 2-ое изд. - М., 1999.
2. Виссел А. Детские игры "в резиночку" в Эстонии//Мир детства и традиционная культура. - вып. 2. - М.: ГРЦ РФ, 1996.
3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1955. – Т.1.
4. Капица О.И. Детский фольклор. Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. Изучение. Собирание. Обзор материала. - Л., 1928.
5. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. (В связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной). - М., 1887.
6. Словарь русских народных говоров. - Л., 1972.
Примечания
- В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка, т. I. М., 1955, с.542.
- Там же, т. IV, с. 633.
- Словарь русских народных говоров, вып. 9. Л., 1972, с. 173.
- Н.Д. Арутюнова в своей книге "Язык и мир человека" говорит об умирании метафоричности в номинативной метафоре. Но здесь мы наблюдаем совершенно иное явление. В данных терминах метафора не умирает, она постоянно присутствует в сознании игроков, в их поведении. Например, когда играли Пожарки, играющие имитировали быстроту действий, поспешность, а стоящие в резинках все время подгоняли его: "Быстрей, быстрей, а то на пожар опоздаешь!"
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|