А.Ш. Шарипов (С.-Петербург) Женские божества и особенности мифологической символики (по материалам вьетнамской мифологии)Пантеон женских божеств и духов составляет один из основных разделов вьетнамской мифологии, при этом женские божества реализуют все основные сакральные функции (космогония, управление явлениями природы, защитная, культурно-просветительская, целительная и ряд других). Для мифологий мира это не очень характерное явление. Примечательно, что не только облик местных божеств имеет во Вьетнаме преимущественно женскую идентичность, но и мужские божества заимствованных традиций зачастую осмысляются здесь как божества-женщины. Таким образом, очевидно особое доверие вьетнамцев к женской сакральной силе. Социальные предпосылки такого авторитета женской сакральности могут быть связаны со спецификой социального распределения ролей между мужчиной и женщиной, которое с древних времен было принято во Вьетнаме: особенности матрилинейной и матрилокальной родовой организации наложили заметный отпечаток на мифологические построения. С другой стороны, экологические условия аграрного хозяйства и водного промысла вьетнамцев оказали влияние на формирование набора символических сакральных образов, в частности, на тотемистическое представление о происхождении вьетнамцев от водного предка-дракона, отраженное в мифе об этнических первопредках. Символическая зависимость между позитивно маркированными образами дракона, воды и женского начала, а также особенности родовой организации, при которой женщина имела высокий социальный статус, выступили факторами, определившими гендерную идентичность божеств. В результате значительная часть персонажей пантеона имеет женский облик, что понимается как гарант наибольшей силы и надежности божеств. Образ дракона (змеи, гигантской рыбы, пресмыкающегося вообще) имеет сложную семантику в мировой мифологии, является одним из символов материнского архетипа. В европейской мифологии дракон как правило является символом страшной матери - началом негативным, сдерживающим развитие, связанным со смертью. Что касается вьетнамской мифологии, то здесь дракон, имея коннотацию к образу первопредка, всегда выступает положительным символом, при этом остается актуальной универсальная для любой мифологии закономерность, связывающая символ дракона с влагой и с женским началом. Анализ вьетнамских мифов показывает, что в них, при сохранении универсальных дихотомий, инвертирована семантика уровня мужское/женское - женское начало и весь связанный с ним ряд понимаются как положительные символы. Соответственно, символ дракона обретает позитивную и креативную характеристики, его включение в мифологические сюжеты повышает авторитетность женских божеств. В мифах всех народов Юго-Восточной Азии распространен такой мифологический персонаж как змея (нага). Однако, образ наги генетически восходит не к змее, а к крокодилу, почитание которого распространено во всех районах его обитания, причем именно крокодил явился прообразом дракона у народов Юго-Восточной Азии, прежде всего в древнем Вьетнаме, и отсюда распространился по всему Дальнему Востоку, в частности, в Китае. Из Китая этот образ был заимствован в Древнюю Грецию и другие страны на западе Евразии. Архаические мифы тесно связывают образ змеи (дракона) с громом, тучами и дождем. Восточно-азиатский образ благожелательного дракона, хозяина туч и дождя, был более древним, чем его образ на Западе, где земледельцы меньше нуждались в оплодотворяющей небесной воде и с большей охотой приветствовали божеств солнечного неба, мифологических победителей хозяина дождевых туч. В результате образ дракона был переосмыслен на Западе, и превратился в негативный символ, развились представления о приносимых ему в жертву девушках и о их героических освободителях.
Alisher Sharipov (St. Petersburg) Female Deities and Some Particularities of Mythological Symbolism: An Example of Vietnamese Mythology The pantheon of Vietnamese folk religion incorporates many female deities that perform all the most important divine functions (cosmogony, control over natural processes, protective, cultural functions, healing and some others). This situation is rather uncommon for the pantheons of other world mythologies. Notable is the fact that in Vietnam not only local deities have a female identity, but also male deities of some borrowed religions are often interpreted there as women-deities. It seems that the Vietnamese have an obvious confidence in the female sacred power. One of the reasons of the supremacy of female sacredness can probably result from the specific features of social role women and men in ancient Vietnamese society. Religious concepts are likely to have been associated with matrilineal and matrilocal kinship organization. On the other hand, such factors as flood rice growing and sea/river fishing provoked a special attitude to the water, which is a symbol of feminine. Moreover, these factors influenced the formation of basic sacred symbols, particularly a totemic idea of the Vietnamese descent from a dragon-ancestor that is wide spread in the myths about ethnic origin. Symbolical interrelation within positively marked images of the dragon, water and feminine, and the distinctive kinship organization became the reasons that determined the gender identity of deities. As a result, most of them have a womanly appearance that is regarded as a guaranty of their superior power. The dragon (snake, giant reptile) has complex semantics in the world mythology. It is one of the symbols of Mother archetype. In European mythology the dragon is a symbol of a dreadful mother, a negative essence, retarding the development and related to death. On the contrary, the Vietnamese dragon, with its connotation of the first ancestor's image, is always a positive symbol. At the same time, a regularity universal for any mythology that connects the symbol of dragon with moister and female essence remains actual. An analysis of Vietnamese myths shows that, maintaining universal dichotomies, they invert the semantics of male/female level, and female essence with relevant symbols have positive semantics. Accordingly, the symbol of dragon acquires positive and creative characteristics, and its inclusion into mythological plots adds to the authority of female deities. Almost all of the myths of Southeast Asia contain a famous mythological personage - the snake (naga). A genesis of its image derives not from the snake but from the crocodile, worshiped in all regions of its habitat. The crocodile is a prototype of the dragon for all the peoples of Southeast Asia, particularly Vietnam. From there this idea spread into China and later - from China into Ancient Greece and other countries in the West of Eurasia. In archaic myths the symbol of snake (dragon) is closely related to the thunder, clouds and rain. An East-Asian image of the benevolent dragon, owner of clouds and rain, was more ancient than its image in the West, where farmers felt no great need in celestial water and are likely to have worshiped deities of the sunny sky, mythological victors of the owner of rainy clouds. As a result, the symbol of the dragon was re-interpreted in the West and transformed into a negative symbol. It gave rise to myths about maiden sacrificed to the dragon and their heroic rescuers.
|