Т.Б. Щепанская (С.-Петербург)Гадания: гендерный проектНа материале гаданий из девичьих альбомов реконструируются мужские и женские гендерные программы. Рассматриваются гадательные тексты, бытующие среди девушек подросткового и юношеского возраста. Они состоят из предсказаний, представляющих собой описание возможных моделей поведения самой девушки и молодого человека, преимущественно в период предбрачных ухаживаний. Мы вычленяем и сопоставляем между собой мужской и женский репертуары возможностей или гендерные проекты, включающие собственно действия, отношения и личные (нравственные, физические) качества, приписываемые юноше и девушке. В результате обнаруживаются области симметрии и асимметрии. Наибольшая асимметрия наблюдается в сценарии ухаживаний ( поведении на этапе встреч. Парню приписывается (предписывается) инициатива и основная активность на вербальном и невербальном уровне контактов (взгляды, подарки, записки), девушке ( возможность принять или пресечь эти проявления. Для девушки более разработана система ограничений и требований как к стилю общения, так и к ее нравственным и физическим качествам. Для парня подробнее разработаны способы действия, причем в гендерных взаимоотношениях парень чаще играет инициирующую, а девушка ( ограничивающую роль. Мужчинам предписывается большая подвижность (именно "он" может уехать или перейти в другую школу, приглашает девушку в кино, театр, музей и т.д., выбирая место их встреч). Зато девушка проявляет активность в том, что касается воздействия на чувства молодого человека и всю систему межличностных отношений ( именно через манипуляцию чувствами.
Tatiana Shchepanskaya Divinations: a gender project Male and female variants of gender behavior are reconstructed on the material of divinations from the schoolgirls' albums. The divination texts, popular among the girl of teenage and youthful age, are examined. They consist of possible models, representing the description of behavior of a girl and a young man, mainly in the period of pre-marriage caring. We isolate and compare male and female repertoires of opportunities or the gender projects including actions, attitudes (relation) and personal (moral, physical) qualities attributed to the young man and the girl. As a result, the areas of symmetry and asymmetry are found out. The greatest asymmetry is observed in the scripts of caring behavior at a stage of meetings. The initiative and basic activity at verbal and non-verbal levels of contact (sights, gifts, slip) is attributed to men, and girls have an opportunity to accept or to stop these displays. For the girl, the system of restrictions and requirements both of the style of the dialogue and her moral and physical qualities is more developed. For men, the ways of action are more detailed, and in mutual relation they more often plays initiating, and girls - a limiting role. The larger mobility is offered to the man, who can leave for another city or school, invite the girl to cinema, theatre, museum, etc., choosing the place for their meetings. But the girl shows activity in influencing the feelings of the young man and the whole system of their interpersonal attitudes (relations) - through manipulation with feelings. Nevertheless, the areas are appreciable also, where the equality of the initiative and relative role symmetry is supposed: change of the partner in pre-marital period, conjugal offer can be initiated by both partners.
|