С.И. Рыжакова (Москва) "Третий пол" (hijra) в индийской культуре: культурно-антропологический взглядДеление общества по половому признаку - не только биологическое, но также социальное, культурное, религиозное явление. Оппозиция "мужчины / женщины" не покрывает полностью социо-культурную реальность многих обществ. В настоящем докладе обсуждается взаимодействие двух теоретических линий анализа гендерной реальности - андрогинности и идеи "третьего пола". Исследование проводится на материале индийской социальной культуры, а именно на примере общины хиджра, объединяющей в основном гермафродитов, а также отдельных гомосексуальных и даже гетеросексуальных людей. Хиджра занимают совершенно особую социальную нишу в индийском обществе. Их статус в целом низок, но за ними признаются такие возможности по преодолению общественных и мифологических границ, что вкладывает в отношение к хиджра священный трепет, соединенный со страхом и определенным уважением. На примере хиджра можно проследить, как объединяются и сосуществуют черты "бывшей криминальной касты" и своего рода религиозной группы.
Svetlana Ryzhakova (Moscow) "The Third Gender" (hijra) in Indian Social Culture: an anthropological perspective The human sexual bifurcation is not a purely biological phenomenon, but social, cultural, and religious as well. The opposition "masculine - feminine" does not cover the entire field of intersexual and other relations in social life. The author discusses the interplay of two theoretical schemes - androgeneity and idea of the third gender - in Indian social culture. It is supported by the field material from Indian community hijra, which join different marginal gender groups like hermaphrodites, sometimes also homosexual and heterosexual. Their abilities to transcend social and spiritual barriers sustained by this "special" gender thought to be so high, that they act as intermediaries between humans and world of Gods and spirits. Hijra has special social status, economical occupations, they are highly marked as marginal groups in Hindu society. We may observe the various identity of hijra's community as "ex-criminal", semi-religious and other.
|