Разумова Ирина Алексеевна
Докторская диссертация
"Современный русский семейный фольклор как этнокультурный феномен (северо-западный регион)" (508 С.)
Специальность 07.00.07 - этнография, этнология, антропология.
Защищена 23 мая 2000 г. на заседании диссертационного совета Д 200.44.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера), С.-Петербург.
Аннотация
Исследование посвящено устной традиции современной российской семьи. Оно выполнено на материале полевых записей и самозаписей информантов - жителей Северо-запада России (Карелии, Мурманской, Ленинградской, Архангельской областей), представляющих как городские, так и сельские семьи. Материал собран в 1995-1999 гг.
Настоящая диссертация фактически представляет первый опыт системного описания и анализа русской семейной вербальной культуры. Тем самым в сферу этнографии и фольклористики вводятся новый исследовательский объект, который рассматривается как конституирующий элемент семейной культуры в целом, и современный текстовый материал.
Предметом рассмотрения является совокупность текстов, (1) бытующих в семейном коммуникативном пространстве и/или (2) репрезентирующих семью внешнему окружению; факторами формирования и воспроизведения которых служат (а) концептуализация представлений о родстве и семейных связях, (б) осмысление конкретного семейного опыта, (в) формы внутригруппового взаимодействия и специфических внесемейных связей. В предметную область исследования включены также реалии городского и сельского семейного быта, образцы ритуализованного в разной степени поведения и собственно коммуникативные ситуации.
Преимущественное внимание уделяется повествовательным жанрам: "мифологическим", историческим, антропо- и топонимическим нарративам; -- а также т.н. "фольклору речевых ситуаций" в части, представленной формульными высказываниями различной модальности. Привлекаются также тексты других структурно-функциональных разновидностей. Использовались разные типы письменных источников: документы семейных архивов, мемуаристика и т.п., которые служат реконструкции семейной памяти. Одна из предпосылок исследования - отказ от строгого жанрового предопределения материала, поскольку имеющиеся в настоящее время жанровые классификации, во-первых, нуждаются в корректировании; во-вторых, разработаны применительно к "каноническим" текстам, относящимся к предшествующей стадии существования традиции. Вместе с тем автор не отказывается от попыток жанровой идентификации текстов, которая неизбежно сопутствует установлению функций текста, способа его реализации и структуры.
Основной целью исследования являлась идентификация области семейной традиционно-бытовой словесности и определение ее места в культуре современной русской семьи. Диссертация состоит из введения, четырех глав, каждая из которых делится на параграфы (всего 22); заключения, списка литературы, приложений, которые содержат (1) список информантов и (2) вопросник для собирания материала по теме. Текстовое приложение заменено цитированием достаточного количества текстов и их фрагментов.
Семейный фольклор рассматривается как относительно автономный культурный феномен, связанный со специфическими формами внутрисемейного общения, внесемейных контактов, культурной памятью семьи, с речевой объективацией представлений о родстве, наследственности, семейных ролях, "судьбе рода", семейном жилище и т.п.
В первой главе "Семья как носитель традиции" очерчивается область исследования с учетом этносоциологических разработок и традиции изучения культуры семьи и излагаются его теоретические основания. Обсуждаются объем и границы понятия "семейный фольклор".
Вторая глава "Семейно-родственные связи: пространство дискурса" посвящена различным аспектам манифестации семейно-родственных связей. На материале устойчивых высказываний и подтверждающих их рассказов рассматривается комплекс представлений о родственном сходстве и его наиболее характерных признаках, который ассоциирован с мифологемами кровнородственной общности (в синхронии) и наследственности (в историко-генеалогической перспективе). В стремлении к стабильному существованию семья устанавливает собственный календарь с определенными периодами повторяемости значимых событий и обстоятельств, связанных, в основном, с главными вехами жизненного цикла родственников. Специальный параграф посвящен практике современного имянаречения и антропонимическим меморатам. Особо анализируются рассказы о том, как мысли и чувства связывают родственников на расстоянии, о контактах живых и умерших. Подробно рассматриваются рассказы о сновидениях, которые представляют наиболее разработанную сферу символики родственной связи.
Глава "Пространственно-предметный мир" посвящена текстовым экспликациям представлений о единстве семьи и ее локализации. Семейно-родственное пространство организовано вокруг "родовой местности", "дедовского дома" и т.п., которые выступают устойчивыми топосами в семейной мемуаристике. Анализируется также внутренняя структура современного семейного жилища в соотнесении с системой культурных норм и ценностей. Выявляются образы "домашности" и уюта, среди которых центральное место занимают стол, источники тепла ("очаг") и света. Рассмотрены другие семиотически выделенные пространственно-предметные реалии: телевизор, телефон, шторы, часы и пр. Систематизирован круг вещей, идентифицируемых в группах родственников как "реликвии". В целом, представление о реликвии соотносится с коллективной "долей" и судьбой родственного сообщества. Один из наиболее семиотизированных в современной культуре предметов - фотография. Сочетание коммуникативной и мемориальной функций делает семейную фотографию основным хранителем и средством трансмисии культурной памяти.
Предметом анализа в главе "История рода в генеалогических преданиях и семейных меморатах" являются семейные исторические нарративы. Рассматриваются этиологические мотивы хроникатов. Большинство семейных автобиографий начинается с мотива "переселения" предков. В семейное предание включается локальная символика. Мифологема "порождения" реализуется в мотивах иноэтнического, иносоциального происхождения. Комплекс этиологических мотивов фиксируют предания о происхождении фамильных наименований.
Структурные типы семейных хроник демонстрируют первичность схем родства в построении нарратива, перед которыми отступает фабульная связность. Основной дискретной единицей в пространственно-временном континууме семейной истории выступает персонаж, определяемый по степени родства. Биографические рассказы имеют собственные семантические возможности, реализующиеся в коммуникативных ситуациях.
Центральное положение в "семейном тексте" занимает сюжетика, связанная с созданием и распадом семьи, рождениями и смертями, расставаниями и воссоединениями родственников. Все указанные типы рассказов рассматриваются самостоятельно, как и мемораты, представляющие "семейный взгляд" на отечественную историю. Наблюдаются известные закономерности, корректирующие официальную иерархию событий, а также избирательность при конструировании истории отдельных семей.
В целом, исследование продемонстрировало существование семейных вариантов этнической культуры, устойчивость и продуктивность семейного фольклора, существование которого обусловлено традиционными формами частного быта и механизмом семейной культурной памяти. Тексты помогли выявить актуальное для современного человека родственное пространство, ограниченное, в среднем, 4-5 поколениями по вертикали и 3 степенями родства по горизонтали. Вместе с тем подтверждается эксклюзивность и избирательность семейно-родственного круга в отношении к индивидам. В реальном существовании семьи фольклор консолидирует группу в отношении поколенных и горизонтальных связей, формирует и поддерживает родственный идентитет, служит средством социализации, трансмиссии и накопления этнокультурного и собственно семейного опыта, способствует самоопределению индивида, в значительной части составляет содержание вербального общения и определяет его формы в каждой конкретной семье.