С.Ю. Неклюдов (Москва) Жена, сданная в арендуПредметом рассмотрения здесь является ситуация "разомкнутого" любовного треугольника, отличающегося от его "классической" формы тем, что отношения партнеров протекают не одновременно, а последовательно. С точки зрения обычного права, закона, этики, морали и т.д. ситуация представляется ненормальной, а сюжетный поворот, когда происходит смена партнера (истинная или ложная, обратимая или необратимая), относится к числу кульминационных. Кроме варианта "мужского" (двое мужчин и женщина), известен также и "женский" (две женщины и мужчина), который встречается гораздо реже (из 12 разобранных вариантов "женских" было только два). Помимо новеллистической разработки (наиболее частой - от Боккаччо до Зощенко), ситуация может быть использована и в фабульной ткани повести (Прево, Конан Дойл), а ее древнейшая редакция есть еще в Ветхом Завете (Быт., 12, 12-20; 20, 1-18; 26, 7-11). Особый интерес представляют записи якобы подлинных историй (например, Плутарх о Катоне Младшем), включающих подобную интригу. Надо заметить, что ее соответствие устойчивому литературному сюжету еще не дает оснований для отрицания истинности описываемый событий. Во-первых, сама ситуация может относиться к числу "житейски вероятных". Особенно это касается ее отдельных фрагментов, причем в каждом из них имеются лишь ограниченные возможности для дальнейшего развития конфликта, которые в свою очередь не выходят за пределы очерченной сюжетной схемы. Во-вторых, подобная схема существует, с одной стороны, как реальный (хотя и не осознаваемый) "событийный сценарий", а с другой, как данность повествовательной традиции. Эти вещи, так сказать, взаимопроективны: литература хранит в структурированном виде определенные модели поведения, а случаи из "реальной жизни" осваиваются словесностью не в последнюю очередь в той мере, в которой они подтверждаются литературными схемами.
Sergei Nekljudov (Moskow) Wife Let For Rent The presentation is focused on the situation of an "open" love-triangle that can be distinguished from the "classical" model by the different interrelations of its participants: the latter presupposes simultaneity, whereas the former implies sequence. From the point of view of common law, the ethics and the moral the situation is absolutely abnormal; and the plot reaches its climax when the change of a partner -- true or counterfeited, reversible or irreversible -- is taken place. There are two basic versions of this situation: a "male" one (two men and a woman), and a less typical "female" one (two women and a man) -- out of 12 examples reviewed in this presentation only two are "female". Frequently this basic plot is developed into novelistic narratives (from Boccaccio to Zoschenko), and sometimes it becomes a part of the novel (Prevost, Conan Doyle). Its oldest version can be found in the Old Testament (Genesis XII, 12-20; XX, 1-18; XXVI, 7-11). In this respect we should pay special attention to the records of "real" histories (see, for example, Plutarch's story of Caton the Younger) that include such episodes. It is important to note that their resemblance with the literary plot can't serve as a proof of their non-authenticity. First of all, the situation itself can be regarded as "possible", especially if we take its particular instances that present only the limited number of narrative possibilities which are realised in the plot. Second, this narrative scheme has a twofold function: on one hand, it is a real (but unconscious) "scenario"; on the other, it is a fact of literary tradition. These two aspects are interrelated: we can say that literature preserves certain models of behaviour, and at the same time the "real" events become the matter of literature (in the case they are supported by the literary schemes).
|