М.Л. Лурье (С.-Петербург) Армейская служба как "воспитание чувств"Один из известных стереотипов массового сознания - отношение к срочной службе в армии как к "школе жизни", которую "должен пройти каждый" мужчина. Это представление и до сих пор держится чрезвычайно устойчиво как в самой армейской среде, так и вне ее (ср. аксиометрический характер типичного вопроса к малознакомому молодому человеку, служил ли он в армии). В советское время оно активно поддерживалось всеми формами идеологической пропаганды, однако не в меньшей (если не в большей) степени на формирование данного убеждения работала система традиций и фольклор солдатской среды: - иерархическая модель подчинения "молодых" "старым" с разработанной системой испытательных и переходных ритуалов, обеспечивающих постепенный переход от подчиненности и зависимости к власти и свободе (школа выживания в мужском тоталитарном социуме); - паремии, клишированные высказывания о необходимости и смысле службы (и собственно "неуставняка") как системы испытаний; - эпическая дедовщина: рассказы о временах более жестоких неуставных отношений и легендарных старослужащих; - культ физических отправлений; - уходы в "самоволки" с обязательным элементом риска и дерзкой удали; - эротические и вакхические авантюры в части; - хирургическое усовершенствование полового члена с проекцией на будущие успехи в сексе; - рассказы о сексуальном опыте доармейской жизни; - эротический эпос части: рассказы о былых похождениях солдат, воссоздающие стереотип "цинических" отношений солдата с миром; - стихотворные тексты, воссоздающие стереотип "романтических" отношений солдата с миром; - паремии, воссоздающие оба указанных стереотипа Очевидно, что если с позиций официальной идеологии фактором армейского возмужания юноши является обретение им качества "защитника отечества", то в "неуставной" картине мира достоинство мужчины меряется исключительно его мускулинностью, а армия является своего рода институтом мужской социополовой инициации, и лишь прошедший ее может обрести должную мускулинность и быть признан сексуально полноценным (ср. распространенную шутку - обыгрывание двусмысленности строк песни: "Здесь мальчики становятся мужчинами // Под звучные команды старшины"). В пределе всю субкультуру срочнослужащих, с комплексом традиционных для нее бытовых и ритуальных практик и семиотических ресурсов, можно представить как собственно гендерный феномен.
|