Н.Е. Ливанова
К проблеме авантекста: традиции празднования парашютистами юбилейных прыжков
Празднование юбилейных прыжков представляет собой сложившуюся в среде парашютистов довольно устойчивую традицию отмечать прыжки, порядковый номер которых соответствует определенному числовому значению. Мы сочли возможным рассмотреть ее в качестве текста и, соответственно, поставить проблему определения авантекста.
Материалом исследования являются видеозаписи “юбилейных” прыжков и рассказы о них парашютистов Центрального спортивного парашютного клуба армии, парашютистов Ульяновска, собранные в период с 1996 по 2000 год в г.Ульяновске.
Парашютисты отмечают 1, 50, 100, 200, 300 и так до тысячи, тысячу и все тысячные прыжки. “Юбилей” составляют сам прыжок и его празднование на земле. В самолете по кругу распивается шампанское, юбиляра поздравляют (обнимают, целуют), в свободном падении все парашютисты собираются и строят фигуру по желанию юбиляра, который, как правило, находится в ее центре, раскрытие юбиляра снимает воздушный оператор, на земле виновника торжества качают, поздравляют, иногда бьют по мягкому месту (за каждые 100, 1000 прыжков - 1 раз). На земле организуется застолье, юбиляру дарятся подарки. Первый прыжок отмечается только на земле. Описываемая нами традиция относится к празднованию прыжков, начиная с сотого.
Т.к. субкультура парашютистов возникла сравнительно недавно, можно утверждать, что элементы авантекста данной традиции празднования юбилейных прыжков (в дальнейшем - “традиции”) связаны с современной городской культурой, а также с особенностями мировосприятия членов данной социальной группы.
Входящие в традицию качание виновника торжества, его ритуальное битье существуют как самостоятельные значимые действия в современнй городской культуре, в традиционной культуре. В качестве таковых они являются элементами авантекста рассматриваемой традиции, составляют его содержательную сторону. Формы поздравления (вербальные пожелания, поцелуй, обнимание, пожатие рук, питье шампанского как знак торжественности происходящего, застолье, дарение подарков) “заимствуются” из современной городской культуры, и составляют, соответственно, формальную сторону авантекста.
Названные элементы авантекста являются его внешними, т.е. непосредственно наблюдаемыми в тексте, компонентами.
Внутренними, “скрытыми”, но решающими по своей роли в формировании текста, компонентами авантекста являются картина мира и система ценностей группы.
Для картины мира парашютистов особенно актуальна оппозиция “верх - низ”, “небо - земля”, поскольку смена верха и низа постоянно происходит во время прыжков, визуальная картина мира меняется. Когда парашютист на земле, он особое внимание обращает на небо, поскольку все происходящее там важно для него, когда он в воздухе, его внимание сосредоточено на земле (нужно оценить высоту, свое местонахождение и т.п.). Это две разных плоскости восприятия мира: небо с земли и земля с высоты, с неба. В связи с этим действие, совершенное в небе,неравнозначно действию, совершенному на земле. Неслучайно юбиляра поздравляют несколько раз - и в воздухе (в вертолете и иногда в свободном падении) и на земле. Каждый из этапов прыжка (нахождение в вертолете, в свободном падении) имеет особое значение и, по-видимому, несколько изменяет статус юбиляра, что дает возможность поздравить его еще раз.
Оппозиция “небо - земля” прослеживается и в самой “структуре” празднования: прыжок отмечается и в небе, и на земле.
В символической форме оппозицию “верх - низ” отражает качание юбиляра. Если в современной культуре оно является знаком оценки человека коллективом, то в контексте рассматриваемой традиции еще приобретает дополнительную семантику: в символической форме “воспризводит” реальный прыжок, символизирует мягкое приземление, т.е. отражает ценности парашютистов, н-р, мягкое приземление.
Особенности построения видеоряда в записи юбилейных прыжков, фиксация определенных его моментов также зависят от картина мира, ценностей группы парашютистов.
Центром записи прыжка является происходящее в свободном падении, именно эта часть прыжка наиболее ценна для парашютиста, в ней происходит основное “действо”: собирается заранее определенная фигура, цифра по количеству прыжков и др. Часто вся запись юбилейного прыжка сводится к записи только свободного падения.
В исследуемых записях обязательно фиксируются также отделение от самолета, сам самолет из свободного падения, раскрытие парашюта. Каждый из перечисленных элементов в качестве самостоятельного входит в картину мира парашютистов, а также отражает ценные для парашютиста качества, н-р, умение правильно раскрыть парашют.
Важным элементом авантекста, на наш взгляд, является и представление человека о том, что круглое число соответствует определенному “рубежу”, знаменующему переход человека в новый социальный статус. Данное представление является актуальным для парашютистов, т.к. прыжки “измеряются” с помощью чисел. Число прыжков являются показателем опытности и уровня мастерства спортсмена, т.е. соответствует определенному “социальному статусу” парашютиста.
Потребность в социальном “закреплении” человека в этом новом статусе является, на наш взгляд, своеобразным “толчком” для создания традиции. В качестве такового выступает также потребность человека в разрядке, в периодической ломке соблюдаемых каждый день правил, которую дает праздник. Они не являются элементами авантекста, но как бы “запускают” “механизм” содания текста в действие.
Представление о празднике как о “противостоящем будням” будет являться элементом авантекста, т.к. по принципу праздника строится сам юбилейный прыжок, в этом смысле он “противостоит” обычному рабочему прыжку: в центре внимания - юбиляр, он решает, что будут делать в свободном падении остальные, нарушаются правила обычного прыжка (распивается спиртное - и в самолете, и на земле, и даже иногда в свободном падении; парашютисты корчат рожи в видеокамеру оператора, могут ломать построенную фигуру и т.п.).
Таким образом, в качестве основных элементов авантекста рассматриваемой традиции выступают его внутренние компоненты - картина мира и система ценностей парашютистов, которые “формируют” текст традиции на основе заимствуемых из современной городской культуры элементов и форм, а потребности человека в праздничной разрядке и в социальном закреплении.