Е.В. Кулешов Персонажи вызываний: проект указателяСама идея указателя фольклорных персонажей может показаться несколько странной и нуждается в комментариях. Однако одно то, что представления об определенных персонажах являются достоянием фольклорной традиции и, следовательно, рассказы о них обладают некоторой повторяемостью, делает возможным составление указателя, а выбор именно персонажа, т.е. не предиката, а объекта, главным структурным принципом, думается, будет наиболее релевантным по отношению к данному материалу. Насколько мне известно, непосредственно ритуал вызываний никогда не фиксировался и не описывался фольклористами, и мы можем судить о нем по текстам двух типов – описаниям-инструкциям ("если хочешь вызвать Пиковую Даму, нужно...") и мифологизированым описаниям вызываний (такую типологию предлагает А.Л.Топорков, первым опубликовавший представительную подборку таких текстов), причем тексты обоих типов, по-видимому, имеют самостоятельное бытование и не обязательно возникают вторично по отношению к ритуалу; иными словами, в пределе носитель традиции может знать определенный набор инструкций (как вызвать Пиковую Даму или жевательного гнома) и рассказов о вызываниях ("одна девочка вызывала Пиковую Даму, и та ее задушила"), не имея никакого собственного опыта вызываний. Основой для порождения текстов, таким образом, является определенное знание носителей традиции о мифологических персонажах, и наиболее продуктивным путем систематизации материала, на наш взгляд, будет описание в первую очередь этого знания - сведений о персонажах, независимо от того, в текстах какого жанра они эксплицируются. Предназначение любого указателя состоит в том, чтобы предоставить исследователю рабочий инструмент, делающий разнородный материал сопоставимым, а типологические изыскания – эмпирически обоснованными. Заостряя преблематику, можно сказать, что ценность указателя связана в первую очередь с тем, насколько полно представлен в нем материал; с тем, насколько удачно составлена его матрица, в которой должны быть максимально полно представлены разнообразные аспекты описываемого феномена; наконец, насколько он прост "в обращении". Требования логической непротиворечивости (или "теоретической выверенности") вторичны – характерно, что наиболее убедительные с теоретической точки зрения классификационные системы – такие, как системы Пермякова (пословицы и поговорки) и Кербелите (волшебная сказка) практически непригодны для эмпирического использования, в то время как методологически достаточно уязвимая система Аарне-Томпсона до сих пор остается наиболее удобным инструментом в сказковедении. Исходя из вышесказанного, я предлагаю строить матрицу указателя по персонажам вызываний следующим образом. По каждому персонажу указывается: 1)способ вызывания (место, время, предпринимаемые действия, в том числе меры предосторожности); 2)артибуты персонажа (внешний облик, в случае, если персонаж невидим – признаки появления); 3)функции персонажа (может быть, с разделением на "позитивные" – "приносит конфеты", "отвечает на вопросы" и "негативные" - "хватает за волосы", "убивает" и т.п.). Наконец, может быть, имеет смысл отдельно описывать сюжеты о вызываниях – в предельно обобщенном виде (вызывание Пиковой Дамы заканчивается смертью вызывающего), однако обоснованность и необходимость этого аспекта описания остается для меня открытым вопросом. Таким образом, систематизированное описание мифологического персонажа приобретает тезаурусный характер и напоминает словарную статью, в которой ключевое слово (в данном случае – мифологический персонаж) описывается через разнообразные синтагматические связи, в которые он может вступать. При составлении указателей такой подход, насколько мне известно, не применялся, хотя он мог бы быть использован по отношению к типологически близкому материалу – представлениям о персонажах крестьянской демонологии, однако здесь систематизаторы обычно идут не от персонажа, а от нарратива. Надеюсь, что предлагаемый мною подход окажется продуктивным или, по крайней мере, интересным.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта СARN99-WEB-II-27 Американского Совета по Международным Исследованиям и Обменам (АЙРЕКС) из средств, предоставленных Корпорацией Карнеги - Нью-Йорк.
|