Ипполитова А. Б.(РГГУ)
«...А корень тое травы -
человек»:
АНТРОПОМОРФНЫЕ РАСТЕНИЯ В ТРАВНИКАХ
XVII-XVIIIВВ.
В славянском фольклоре широко известны мотивы о происхождении
растений из останков людей, появлении их на могиле, на месте гибели
и т.п. Поверья о растениях с антропоморфными частями распространены
и в европейском фольклоре и книжной традиции: это знаменитая
мандрагора, у немцев - альраун. Описания подобных растений
встречаются и в русских травниках и лечебниках XVII-XVIIIвв.
Источниками данного сообщения служат материалы следующих рукописей:
травники (Долг. 111; Муз. 4492; Губ.; Флор.; ПЛДР; Муз. 10927;
Змеев 1895; Новомбергский 1909; Забелин 1912), лечебники (Лахтин
1911; Кавелин 1894; Турилов 1998) и Олонецкий сборник заговоров
XVIIв. (Срезневский 1913).
В большинстве изученных нами текстов антропоморфными чертами
наделяется корень растения. Он может уподобляться как целому
человеческому телу (адамова глава, перенос, симтарм, цемравная,
кликун, кокуй, тонец, зик), так и его части (нам
известны только примеры уподобления руке: метла, имея).
Описания корня в виде тела могут быть скупыми, ограничиваясь лишь
констатацией его наличия (перенос, адамова глава, зик, былие,
тонец), и напротив, пространны, включая в себя довольно
подробное описание «анатомии» корня-«человека» (симтарм,
цемравная, кликун, молчан, кокуй). Так, корень парамона,
симтирима, симитарима, симтарма и цемравной уподобляется
человеческому телу не только внешней формой, но и внутренним
строением: трава вырастает из «ребра» или «темени», чтоб достать
«сердце», у корня разрезают «грудь» / «перси» / «ребра», в
магических целях используются его «сердце», «печень», «ребро» из
«правого бока», «голова», «правая рука». При этом «сердце»
используется в приворотной магии, «печень» - при бесплодии, «правая
рука» и «голова» - в восстановлении супружеской любви, «ребро» - на
любовь людей. Корень кокуя похож на фигуры мужчины и
женщины, корень кликуна имеет «голову», «руки», «ноги» «и
все по подобию человека».
Антропоморфизм может проявляться не только в корне, но и в
других частях растений. Описаний таких растений значительно меньше.
Трава былие сама похожа на человека: «образ ея человеческою
тварию», а верхняя часть травы молчан напоминает
человеческий лоб, грудь и бороду.
Для многих из перечисленных растений характерны общие функции:
излечение от бесплодия (адамова глава, парамон, симитарим);
от порчи (адамова глава, тонец); любовная магия: приворот
(симтарм, симитарим, молчан), на супружескую любовь
(симитарим, кокуй, молчан, метла ); на любовь людей
(цемравная, молчан, адамова глава ). Единичными являются
функции растений перенос (от змей, усыпление человека, если
взять в рот семя - вода расступится), кликун («к чему
хочешь, к тому и годна»), зик (чтоб росли волосы, усы и
борода), имея (апотропей: от оружия, побоев, голода и холода
и т.п.), парамон (чтоб не болели сердце и голова).
Как видно, функции антропоморфных растений образуют некое
единство, ведущими мотивами в котором становится желание достичь
расположения других людей (в форме любви, благоволения начальства),
либо, наоборот, обезопаситься от их влияния (порча); а также
рождение детей. Таким образом, использование антропоморфных частей
растений направлено, в первую очередь, не на свое тело (как в
медицине), но на тело и душу «другого». Своеобразным посредником в
этой коммуникации становится символический корень/цветок/
трава-«человек».
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|