ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, для
того, чтобы проследить принципы конструирования мифологии и обрядности домашних
родов в современном городе, мы последовательно рассмотрели возникновение этой
традиции в России: зародясь в позднесоветский и перестроечный период (на волне
духовного и религиозного возрождений, связанных с ослаблением тоталитарной
власти), традиция к сегодняшнему дню развилась в достаточно независимую и
получила широкое распространение. Мы проследили фазы и этапы формирования этой
традиции – начиная от «фазы отрицания», в которой основным посылом становилось
нежелание рожать в роддоме, и заканчивая «позитивной фазой», в которой домашние
роды наделялись таким количеством благоприятных аспектов и последствий, что
стали уже самостоятельной ценностью. Мы увидели, что некоторые религиозные
сообщества или их части считают домашние роды неотъемлемым или желательным
атрибутом праведной жизни, поскольку, в отличие от больничных родов, уходят
корнями в то далёкое прошлое, когда люди ещё жили по вере. Согласно Е. М. Мелетинскому,
мифологическому мышлению свойственны «конкретно-чувственное
и персональное выражение абстракций, символизм, идеализация "раннего" времени
как "золотого века" и настойчивое предположение смысла и целесообразной
направленности всего происходящего»
- все эти черты мы проследили в нарративах приверженцев домашних родов, из чего
естественно выводится наличие у них мифологического мышления, каковое не могло
не породить собственную мифологическую систему. Основные мифологемы этой системы
(отрицание авторитета роддомов, мифологему естественности, мифологему Природы и
интуиции как авторитетного знания и мифологему ответственного родительства) мы
последовательно изучили, проследив между ними связи и рассмотрев формы их
бытования в нарративах приверженцев домашних родов. Мы увидели, что во время
такого важного переходного этапа как рождение ребёнка, у людей возникает
настойчивая необходимость ритуально его обставить, и поэтому, чуть только
ослабляются или вовсе исчезают оковы роддомов, не допускающие никакого ритуала,
кроме своего собственного, больничного, люди начинают стремительно возводить
ритуал сами, используя в качестве основы как письменные источники, описывающие
родильную обрядность тех или иных культур, так и собственные, специально для
этого случая создаваемые, мифологические и философские системы (см. всё те же
апелляции к естественности или интуиции). Последовательно рассмотрев самые
частотные поверья и обряды, бытующие в современных городских домашних родах, мы
заметили, что основным критерием их как сознательного, так и неосознанного
отбора послужила всё та же мифологема Природы и интуиции как авторитетного
знания: то есть верным и правильным является то, что таковым показалось,
почувствовалось. Однако невзирая на этот культ Природы и естественности,
приверженцы домашних родов испытывают большое доверие к якобы научным
объяснениям: наукообразно объясняя истинность поверий и пользу ритуалов, они не
только подпитывают собственную в этом уверенность или убеждают скептиков и
сомневающихся, но и демонстрируют, как точно сумел народ (в случае обращения к
русскому родильному обряду – то есть опять налицо апелляция к «золотому веку»)
сумел интуитивно угадать впоследствии научно подтвержденные
закономерности. Проследив, какие обряды наиболее частотны в современных
городских домашних родах, мы поняли, что в большинстве случаев ритуал возникает
там, где появляется материальный объект, с которым необходимо что-то сделать,
так как просто избавиться от него кажется опасным/кощунственным. Таким образом,
обрядовый комплекс складывается вокруг тестов на беременность, плаценты и
пуповины.
Западные исследователи придерживаются точки зрения, что в современном обществе
развитых стран ритуал может существовать только в рамках больничных родов,
поскольку они являются доминирующей и практически монополизовавшей весь период
беременности и родов системой; ритуал же является способом передачи ценностей
общества новому его члену (в данном случае, как мы уже говорили, таких членов
рождается три: младенец, женщина, перерождающаяся в роли матери, и мужчина – в
роли отца). На это можно возразить две вещи. Во-первых, количество женщин,
выбирающих домашние роды, стремительно растёт (в
США их количество увеличилось на 20% с 2004 по 2008 год),
и скоро сторонников естественного рождения уже нельзя будет считать настолько
маленькой общностью, чтобы не брать в расчёт их ценности. Во-вторых, именно те
семьи, которые выбирают домашние роды (по крайней мере, существенная их часть),
делают это намеренно, именно потому, что считают для себя неприемлемым то, что
они называют «идеологией роддомов» - ей они противопоставляют свою «идеологию
естественности», которая приводит их к идеализации «золотого века», когда все
поступали «естественно», то есть верно. «Золотой» же век как раз не обходился
без ритуалов, которые, поскольку к этому веку принадлежат, тоже рассматриваются
как «естественные» и верные. Таким образом, мы имеем дело с целой общностью
людей, которые намерены прицельно воспринимать ритуалы как руководство к
действию – и делают это, отбирая ритуалы преимущественно из письменных
источников по собственному усмотрению, претворяя их в жизнь и передавая
информацию о своём опыте ритуала, его трактовку и его оценку (как правило,
положительную) дальше, то есть давая вновь возникшей фольклорной традиции
возможность распространяться тем путём, который ей более свойственен – из уст в
уста (или же от одного Интернет-пользователя другому). В нарративах и действиях
приверженцев домашних родов в современном русском городе мы отчётливо видим
зарождение и формирование новой традиции – специфической, в связи с эклектичным
набором источников, которыми она пользуется, но и, благодаря им же, необычайно
интересной и насыщенной.