ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы
рассмотрели и проанализировали образы
болезней как мифологических персонажей в медицинских заговорах в контексте
жанровой картины мира. При этом учитывалась семантика разбираемых образов в
традиционной культуре.
Проделанный
анализ дает представление лишь об одном фрагменте общей фольклорной картины
мира. Главной задачей было установить комплекс семантических элементов, из
которых слагается система представлений о болезнях, классифицировать и на
конкретных примерах рассмотреть, как они участвуют в формировании символики
каждого отдельного разбираемого мифологического персонажа. Анализ материала
позволил выявить содержательную структуру этого пласта народных верований,
совокупность разнородных признаков, характеризующих болезни в целом, их
дистрибуцию внутри данного круга персонажей, а также основные значения отдельных
образов.
Выявленные
характерные признаки можно вслед за Л.Н.Виноградовой и С.М.Толстой
соединить в три общие группы:
—персонаж в
«статике» (описания ипостаси, внешнего облика, особенности его характера и
происхождения, названия, имена собственные, его атрибуты и т.п.);
—деятельность
персонажа и связанные с ней признаки (характерные занятия, функции; к этой
группе тесно примыкают модусы, темпоральные и локативные характеристики);
—признаки
взаимодействия персонажа с объектом (действие болезней отличается строгой
направленностью субъекта на объект, данная группа объединяет признаки их
взаимодействия).
Следует отметить
основные особенности структурирования данного фрагмента картины мира. Весь
комплекс представлений о мифологических персонажах заговоров представляет собой
систему, которая пронизана общими, повторяющимися мотивами. Ее особенностью
является определенный набор ролей, за каждым персонажем закрепляется
определенный характер, манера поведения. Поэтому порядок следования мотивов и
сюжетов заранее запрограммирован целью текста и ролями, исполняемыми
персонажами. Так образам болезней отводится отдельная ниша отрицательных
персонажей, в большинстве своем зависимых от положительных (защитников,
помощников) и/или от своих патронов.
Характеристики болезней позволяют определить место
нахождения персонажа во времени и пространстве. Не всегда образ персонажа в
заговоре связан с общими традиционными представлениями. Это, в первую очередь,
объясняется строгой прагматикой заговора и его направленностью на
гарантированное достижение положительного результата. Так, в тексте
воспроизводится модель мира, в которой все должно быть гармонично и подчиняться
установленным правилам, к воспроизведению которой стремится заговаривающий. Чем
сильнее персонифицируется и характеризуется образ, тем легче на него
воздействовать, добиться от него положительного для себя и/или больного
результата. Поэтому в каждом отдельном случае болезнь наделяется чертами,
позволяющими максимально приблизить образ к «понятному», удаляясь от
абстрактных представлений. Такая персонификация позволяет легче установить
контакт с мифологическим персонажем наподобие контактов между людьми и тем
самым облегчить достижение желаемого результата.