О. Филичева, Санкт-Петербург
Типы легенд о Ксении Блаженной (на материале полевых исследований в Санкт-Петербурге)Существует немало работ, которые посвящены изучению почитаемых мест (часовни, могилы, ключики, камни-следовики и пр.) в традиционной крестьянской культуре. Долгое время город не представлял интереса для фольклористов и этнографов, в связи с чем почитание святых мест в городе не становилось предметом отдельного исследования. В своем докладе я собираюсь обратиться к устной традиции современного города, связанной с культом Ксении Блаженной, которая похоронена на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. Над ее могилой установлена часовня, которая является местом паломничества как петербуржцев, так и приезжих. Исходя из доступного мне сейчас материала, можно выделить основные типы устных рассказов о Ксении Блаженной, бытующих в настоящее время. Возможно, это позволит понять, каким образом происходит формирование устной традиции, связанной с почитаемыми местами, в современном городе. Тексты, которые нам удалось записать на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге (октябрь-февраль 2001-2002гг.) можно разделить на три группы. Первую группу составляют тексты, которые, на наш взгляд, являются вариантами рассказов, опубликованных в "низовой церковной литературе"1 . Во время рассказа информанты, как правило, ссылались на "книжку", в которой они прочитали ту или иную историю. Т. е. для большинства опрашиваемых книжки являются основным источником получения информации о Ксении Блаженной и совершаемых ею чудесах (или они так определяют свой источник). Эта группа рассказов имеет основные фольклорные признаки: устный характер бытования, вариативность. Кроме того, анализ доступного в настоящее время материала, позволяет отметить повторяемость сюжетов и мотивов, т.е. можно говорить о том, что одни и те же сюжеты и мотивы из книжек получают второе рождение в устной традиции. Возможно, опубликованные тексты способствуют формированию общей устной традиции в ситуации отсутствия единого культурного фона в современном городе. Следует отметить, что описываемое многими исследователями [Ср.: А.Н. Веселовский, С.Е.Никитина, О.В.Белова и др.] явление, когда устная культура заимствует сюжеты и мотивы письменной, не совсем то же самое, поскольку в нашем случае речь идет о процессе актуальном для отдельного человека сейчас. Он или его знакомые читали эти книжки, сюжеты из которых они потом пересказывают друг другу. Т. е. здесь мы можем наблюдать живой процесс взаимовлияния устной традиции и письменной, а не пытаться выяснить, каким образом это произошло когда-то и происходило ли вообще. Я имею в виду исследования истории отдельного мотива или сюжета, которые попали из письменной традиции в устную. Вторая группа – это тексты, в которых реализуются мотивы, типичные для нарративов, связанных с почитаемыми местами. У нас есть одно свидетельство подобного рода. Это мотив камня-следовика, который возникает в рассказе информанта, имеющего опыт паломничества, а следовательно, знакомства с разнообразными типами святынь. Ксения – святая, а рядом с местом, где она "бывала", находится камень с углублениями, поэтому вполне логично, что в истории информанта Ксения сидела и молилась на этом камне, спала. К третьей группе текстов относятся рассказы, которые вслед за К.В.Чистовым можно определить как приближающиеся к "разовыми" текстами. Такие тексты также рассказывают в определенной коммуникативной ситуации и, как правило, они не повторяются, не входят в нарративный обиход. Их традиционность выражена не столько в текстах, сколько в сюжетах. В основном, это истории о личном опыте обращения за помощью к Ксении Блаженной. Возможно, через какое-то время некоторые из этих сюжетов, наиболее типичные, войдут в общий обиход. На наш взгляд, вторая и третья группа текстов не отличается от нарративов о почитаемых местах, распространенных в крестьянской среде. Первая же группа (имеется в виду непосредственное взаимодействие, происходящее в обозримое время, устных историй и книжной традиции) характеризует основные тенденции формирования устной традиции религиозных рассказов в городе. Можно сделать вывод, что в городе в последнее время не было постоянного канала устной передачи нарративов, связанных с культом Ксении Блаженной, и современная традиция устных рассказов формируется под влиянием получившей в настоящее время широкое распространение низовой церковной литературы. - Под "низовой церковной литературой" я понимаю как церковные брошюры с житием Ксении Блаженной, так и популярные издания с публикациями текстов о Ксении Блаженной. Характерно, что те и другие доступны массовому читателю и продаются во всех церковных лавках. Здесь же нельзя не отметить все возрастающее внимание средств массовой информации к культу Ксении Блаженной, которые, как правило, используют материал таких изданий.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|