И.Е. Ферапонтов
Фольклорный архив
Современный городской фольклор
Демонологическая проза туристов
(по записям 1996-2000 гг. в г. Ульяновске)
Рассказы о Черном Альпинисте
Фольклорный архив
кафедры литературы Ульяновского государственного педагогического университета
(ФА КЛ УГПУ им. И. Н. Ульянова),
личный архив автора."
1.
И.: Не, вот на самом деле этих баек про Черного Альпиниста, их... много... сколько существуют вообще туристы, столько они и придумываются, эти байки. Ну вроде бы такой более-менее вариант... в который все начинают верить с первого раза... вот...
С.: То есть, что чайникам рассказывают, да?
И.: Да, которые рассказывают чайникам, в горах, где-нибудь там темной ночью, при какой-нибудь дикой кошмарной луне, вот... Звучит это подобно тому, что два друга... шли в горы в одной связке... Они подымались по какому-то там скальному участку... По крутому очень, вот, и... э... один из них сорвался, а другой, страхуя его, тоже, в общем, подвергся опасности. Вот и чтобы не погибнуть, он просто обрезал веревку страховки... вот. И естественно, тот, который был внизу, он сорвался и улетел... вот и... тот остался жив, вернулся в город, и... ну, спокойно стал жить, вот... А легенда состоит в том, что теперь этот... э... Черный Альпинист, он... То есть его потом не нашли... тело вот... И он теперь ходит будто бы по... палаткам, вот... и, в общем, открывает входы, и... ищет того человека, и, если... ну, как известно, в памирках, палатках горных, у них два входа, вот... И два выхода, значит... Вот, две дыры... Один сзади, другой спереди... И вот... он заглянет в одну... Если он заглядывает в ту, значит в ту... В тот тубус, где лежат ноги, он будет вытаскивать всех и смотреть лица, вот...
С.: То есть как, то есть просто берет, вытаскивает?
И.: Да, да, да, вот... Причем люди при этом не просыпаются. И говорят, что действительно были случаи, когда вот в горах люди просыпались вне палатки... то есть один-два человека просыпались вне палатки... вот... совершенно невредимы, ну просто они не внутри палатки были... вот... То есть вот такие вот интересные штуки... вроде бы ничего особенного... С.: Я слышал, что там все это было из-за какой-то девушки?
И.: Вот этого я даже не знаю...
С.: Еще там что-то про какие-то кровавые следы?
И.: Тут я не знаю, но может быть там тоже что-то с этим связанное... вот. В общем-то тут еще что, говорят, что он... добрым людям помогает, короче, злым - наоборот, вроде бы, судья... вот...
Место записи: г. Ульяновск.
Время записи: 9 октября 1996 г.
Информатор: Егоров Олег Вячеславович.
Место рождения: г. Ульяновск.
Год рождения 1978.
Студент, нез. высш.
Собиратель: Ферапонтов Илья Евгеньевич.
2.
Ну просто одна из групп шла в поход, вот. Обычно называют район Памира, вот, и... в этой... в одной из групп просто нача... Ну как, группа устала, стали срываться друг на друга, стали раздоры, склоки... Вот это, в принципе, обыч... обычное явление... в неподготовленных группах. И вот... э... группа погибла.
С.: Вся?
И.: Да! По легенде, это что мне рассказали, что вся группа погибла и тот, кто... тот человек, который больше всего боролся, чтоб спасти группу, вот... ну... Как бы он погиб, но не совсем. Вот остался его дух, его осталась душа, которая вот ходит и пытается сберечь все группы, то есть продолжает то дело, которое не выполнила, которое...
С.: То есть, а вот там, конкретно, почему именно он остался?
И.: Ну вот, по легенде, именно то, что группа подрязгла, стала разбираться между собой, стали думать больше о себе или о мелких таких обидах... А этот человек считал... был выше обид. Он считал, что это нормально, что зря мы злимся, зря мы обижаемся, вот, и именно по этому... То есть получается так, что каждый и после смерти стал заниматься тем же самым. То есть те, кто... э... как сказать, замкнулись на себя, замкнулись на своих обидах, все в том, что ему плохо, то есть вот эгоизмом, Они так и остались вот такими. Они остались и такими погибли. А этот альпинист, этот парень, значит, он больше беспокоился об окр... об других в группе, о всей группе... а.... пытался спасти всех, вот. И так, как он погиб, он так просто продолжал ходить по.... горам, искать, находить группы, где что-то неприятное и пытался их спасти: показывал дорогу, пытался вывести и ....
Место записи: Ульяновск.
Время записи: 18 октября 1996 г.
Информатор: Житков Андрей Владимирович.
Место рождения: г.Уржум, Кировской обл.
Год рождения 1966.
служащий, высш.техн.
Собиратель: Ферапонтов Илья Евгеньевич.
3.
Два друга в Альпах... Они шли вместе... Очень долго дружили до этого, потом появилась девушка, в которую они оба влюбились одновременно. Однажды, в одном из походов, один друг сорвался и повис на страховке. Второй подумал- подумал и решил: зачем ему нужен соперник? Он перерезал веревку. И вот этот друг, он стал Черным Альпинистом. Он теперь мстит за всех безвинно обиженных, так скажем. И он всегда ищет своего обидчика. Поэтому нужно ложиться, когда ложишься в палатке, нужно ложиться головой к выходу, чтоб он подошел, посмотрел. Если он не увидит своего обидчика, он просто уйдет и ничего не сделает, а если он увидит ноги, он тебя вытащит, посмотрит уже снаружи, вот. Он помогает альпинистам, всем... Ну, в принципе, как он помогает... случаев много... сам я ничего не испытывал, не знаю... ну так, слышал.
Место записи: Ульяновск.
Время записи: 19 октября 1996.
Информатор: Воронин Владислав Александрович.
Место рождения: г. Ульяновск.
Год рождения 1976.
Рабочий, средн. спец.
Собиратель: Ферапонтов Илья Евгеньевич.
4.
С.: А про Черного Альпиниста можешь рассказать?
И.: Ну, Черный Альпинист, опять же в моём преложении, то есть в том, что я слышал, в том, что я понял - это человек... То есть два друга шли в горы, и, когда один из них попал в тяжелую ситуацию, то есть провалился в ще... в некоторую расщелину, его трудно было достать, друг его не стал его спасать, а бросил и ушел за помощью...
С.: А почему он не стал его спасать?
И.: Ну, то есть, вместо того, чтобы приложить некоторое усилие, ему оказалось проще бросить его одного там, не разбираться в ситуации, вытащить, помочь ему как-то... То есть он просто его предал, грубо говоря. Не разбираясь, он сразу собрал свои шманатки и ушел в лес, и... Он его оставил одного, живого еще, не предоставив ему никакую руку помощи. Он ушел его, а этот человек, он, когда он падал в пропасть, он потерял зрение. Ну, каким-то образом, и... С тех пор он бродит по горам, по ущельям, и ищет того человека, который его предал и бросил. Мало того, он всегда помогает людям, которые попали в трудное положение. То есть Черный Альпинист, он нек... Все-таки положительный герой, который... э... мечтает найти человека, который его предал, но никогда не бросит человека, который попал в трудную беду, трудное положение.
Место записи: г. Ульяновск.
Время записи: 19 октября 1996.
Информатор: Шульгин Вадим Валерьевич.
Место рождения: г. Ульяновск.
Год рождения: 1970.
Студент, нез. высш.
Собиратель: Ферапонтов Илья Евгеньевич.
5.
Моисейчев: Он вытаскивает тебя за ноги...
Шульгин: Не, не вытаскивает, ему просто придется добираться до твоего лица, чтобы его определить.
М.: В общем, скажем про то, что много версий этой легенды есть, да?
Ш.: Ну, это естественно...
М.: Просто я слышал то, что если ты ляжешь там ногами, то тебя вытащат... тоже а... обсмотрят и найдут своего врага, как... противника...
Ш.: Понят... понятно, ну, то, что вытаскивать, нет конечно, такого не было, а вот то, что он доберется до твоего лица - это однозначно уже неприятно... Это да, это уже существовало... Факт был в том, что все-таки Черный Альпинист сводился не к тому, что ищет своего врага и так далее... Это конечно однозначно, но факт в том, что Черный Альпинист - это некоторое божество всех альпинистов и горных туристов, которое всегда а... приходит на помощь... То есть из... э... из честных людей, которые стремятся к какому-то определенному идеалу своему... Он всегда им помогает, а тех, кто предает, он их, как Баксанская Дева, вот, направляет в некоторые места. То есть, Черный Альпинист, он все-таки важнее.
Место записи:г. Ульяновск.
Время записи: 19 октября 1996 г.
Информатор: Моисейчев Дмитрий Евгеньевич.
Место рождения: г. Ульяновск.
Год рождения 1978.
Студент, нез. высш.
Собиратель: Ферапонтов Илья Евгеньевич.
6.
Слышали ли Вы рассказы о Черном Альпинисте? Кому их обычно рассказывают, в какой ситуации? Сопровождались ли эти рассказы розыгрышами, шутками над новичками?
КЕС: Да, конечно. В горный поход люди идут, а новичкам сразу же начинают рассказывать о Черном Альпинисте, Белом Спелеологе. В зависимости от места, куда идут люди, рассказывают разные истории. Если идут на Домбай, то рассказывают легенды о "домбайских мальчиках", "белого кабана" (я не знаю содержания этих рассказов), на Эльбрусе рассказывают байку про Эльбрусскую Деву.
Одна группа идет в поход, идут два близких друга, проходя очень сложный перевал, один из них срывается, а другой его держит. Так они пребывают много времени. Один висит, другой его держит, а так как силы у того, кто держал исходят, то он, тот кто висит, просит его: "Отпусти меня!" И он отпускает его, хотя считается, что ни в коем случае горники не должны так поступать, так как это считается предательством, огромным грехом. Тот падает вниз и разбивается насмерть. И душа его превращается в этого самого Черного Альпиниста. Он уходит и ищет друга-предателя. Это и объясняет, почему люди спят в горах лицом к выходу палатки. Потому что все остальные туристы говорят как бы, что мы не такие горники, на самом деле никогда не бросим друга в беде. И этот Черный Альпинист ночью руками их осматривает, нет ли среди них этого предателя, чтоб вытащить и сбросить его в пропасть. Если же лежишь ногами к выходу, то он может тебя выволочь наружу. Я в это не верю. Мне рассказывали о встречах с Черным Альпинистом. Я не знаю, насколько это правда. Говорят, что даже не столько встречались, а видели тени какие-то.
ЛАН: Мне рассказывал сам Травкин о такой встрече. Так получилось, что им ночью пришлось спускаться по стенке примерно 10 метров. Ночью это делать достаточно сложно. Произошло так, что он сорвался, и уже должен был лететь вниз, но почувствовал под ногой какую-то мягкую опору, и таким образом спасся. Когда утром он пошел снова посмотреть на эту стенку, никакого выступа там не было. И как он там ночью оказался - неизвестно.
ЕАА: У меня немножко другой вариант "Черного Альпиниста". Эту легенду рассказывают при посвящении в туристы-горники. Посвящаемые сидят полукругом около костра, напротив посвятителей. Дело происходит при появлении Луны, в ясную ночь в конце похода. Но чаще посвящение в горники происходит ночью на "точке". Под зловещие переборы гитары или в полной тишине начинают рассказывать о Черном Альпинисте.
Когда-то жили на свете два самых лучших друга. Это были молодые парни, связанные не только общим интересом - горами, но и общими мыслями, общим мировоззрением. Казалось ничего не было на свете сильнее их дружбы. Но однажды они встретили девушку, девушку, которой не было прекрасней. Теперь стали они неразлучны уже втроем. Девушка была им другом, у нее тоже была страсть к горам. У каждого из друзей зародилось чувство, которое они долго игнорировали. Они скрывали его друг от друга, иногда совершая поступки, не требующие объяснения, и все было понятно без слов. Девушка тоже понимала, и хотя она испытывала чувства к каждому из них, она не могла выбрать одного, чтобы не разрушать их дружбу.
Но вот они берут сложнейшую вершину по еще никем не пройденному маршруту. Случилась ситуация, когда один из парней при срыве повис только на страховке второго парня. Девушка ничего не видела, и у второго парня возникла страшная мысль - если он сорвется и его больше не будет, то девушка будет только его. И он перерезал веревку. Взгляды их встретились последний раз, и один из друзей летит в пропасть.
Все так и получилось. Девушка, после пережитого горя, стала его женой, вот только парень, который упал, остался жив. Он долго мучился, не мог поверить, что так поступил его лучший друг. И от такой огромной обиды он почернел. Он долго не хотел никого видеть, и как-то само собой получилось, что он остался в горах.
После некоторого времени он стал искать ту девушку, ради которой стоило жить. Ночью он подходил к палаткам альпинистов и искал среди девушек свою, и так происходит до сих пор.
Поэтому у альпинистов есть свой обычай ложиться головой к выходу, чтобы Черный Альпинист сразу мог увидеть, кто здесь спит и уйти, не причинив никому зла. А если кто лег ногами к выходу, то он вытаскивает всех за ноги, а это не очень приятно, даже очень страшно.
Альпинисты оставляют своему Черному брату разные мелочи, чтобы хоть как-то облегчить ему существование.
<…> Некоторые говорят, что история о Черном Альпинисте реальна, и произошло это в 1987 году, этот человек жив, но его никто не видел.
г. Ульяновск, 7-8 июня 2000 года
ЛАН - Левичев Александр Николаевич, 1981 г.р., студент
КЕС - Касимова Елена Сергеевна, 1982 г.р., студентка
ЕАА - Ерохин Александр Александрович, 1982 г.р., образование среднее.
Собиратель: Антипова Анна Владимировна
7.
С.: Что Вам известно о происхождении Черного Альпиниста?
И.: Это очень интересная история. Началась она с того, что два брата полюбили одну девушку. и она не могла никак выбрать кого-то из них, и сказала, чтобы те нашли горный цветок. И кто первый принесет на, то за того она и выйдет замуж. Ну, два брата пошли в горы, долго ходили, искали этот цветок, никак не могли найти. Один из братьев увидел этот цветок. но не сказал другому. И... когда... и сказал, чтобы надо возвращаться домой, и... шли по хребту. А по правилам... горным, что когда один человек срывается и кричит "Срыв!", другой должен прыгнуть на другую сторону . Э-э, вот этот брат - брат, который увидел этот цветок. заметил также выступ на скале, спрыгнул на этот выступ и закричал: "Срыв!" Его брат прыгнул на другую сторону, а тот перерезал веревку, и... С тех пор существует... э-э... поверье, что тот брат. который на самом деле упал, ходит по горам и ищет своего брата.
С.: Почему туристы ложатся спать головой к выходу?
И.: Потому что существует поверье, что Черный Альпинист заглядывает в палатки и... и тех, кто спит к-к выходу ногами, он их вынимает на улицу, чтоб посмотреть, кто это. И... человек замерзает на улице.
Г. Ульяновск.
И.: Гораш Денис Александрович, 1981 г.р., м.р.: Ульяновск, студент, нез. высш., "Бумеранг".
С.: Берсенева Юлия Александровна.
8.
? Рассказывали ли тебе, Дима о встречах с Черным Альпинистом? О случаях, когда он помогает или мешает туристам? Насколько серьезно Вы воспринимаете эти рассказы? Насколько серьезно их воспринимают Ваши друзья и знакомые?
Д.: Просто рассказывались мне и всем тоже вот эти легенды, но не знаю, как помощь Черного Альпиниста, в это может я не верю, но рассказывали, действительно, те люди, которые были действительно в серьезных походах, когда было очень сложно, и какая-то сила все-таки помогала. Например, парень был очень настойчив, не послушал руководителя, там основную группу, сказал. что здесь короче идти, и так получилось, что он незаметно там пошел, где короче и попал в такую ситуацию, что с одной стороны скала, с которой он спустился, но подняться с рюкзаком не смог, а пришлось перепрыгивать через горную речку, он кричал, звал, чтоб ему сначала помогли, а товарищи уже ушли, не заметили, что он отошел, он хотел, вернее, он знал, был уверен, что он сейчас не перепрыгнет через эту речку, что потом придется выбираться, и возможно с травмами. Ну, прыгнул он все-таки, нашел в себе силы, и говорил, что такое ощущение, что сзади его кто-то подтолкнул, и все-таки, с ним было все хорошо.
? Почему туристы ложатся спать головой к выходу?
Д.: Ну, тут тоже легенда о Черном Альпинисте, что когда-то два друга пошли в поход и с ними пошла девушка. Оба были влюблены в эту девушку. И однажды один товарищ сорвался со скалы, и его друг не помог ему, хотя знал, что этого человека можно было спасти, но чтобы его девушка полюбила, и остаться без соперника, он ему не помог, даже помог, по-моему, влететь в эту пропасть. И легенда гласит о том, что этот друг, который разбился, сейчас ходит по горам, залазит в палатки и смотрит на лица туристов, ищет своего друга, который все-таки сделал ему такую заподлянку. И головой к выходу спать для того, чтобы тебя этот Черный Альпинист не вытащил за ноги и не выкинул в пропасть.
Павел Десятов, 1976 г.р., русский, обр. ср. спец., стаж 10 лет, клуб "Бумеранг". Походы: водн., пеший, лыжн., горн.
Собиратель: Седова Оксана Евгеньевна
9.
(Слышали ли Вы рассказы о Черном Альпинисте? Кому их обычно рас-сказывают?)
Да слышала... Но... что вот только пересказать я наверно не смогу. Детям на ночь в палатке... Ну, дети любят страшные истории вообще, особенно на ночь.
(Сопровождались ли рассказы шутками над новичками?)
Нет... нет.
(Рассказывали ли о встречах с Черным Альпинистом?)
Конкретно сами люди - нет, только истории... Ну они, скорее, тоже услы-шанные, а не конкретные... Ну, пересказывали эту банальную историю про Черного Альпиниста... Ну, типа там... двое чуваков любили одну де-вушку, пошли они в горы, один там куда-то сорвался в пропасть, а другой ему не помог, вот... Тот, значит, упал... вот, ну этот на ней женился и по-том... Правда, они, значит, вместе ходили в походы, они постоянно ви-дели вот Черного Альпиниста, вот, как будто это был вот этот вот вто-рой... Че-то там страшное-страшное... А, ну что, в общем его встреча предвещает какое-то несчастье... А про Белого Альпиниста, по-моему, наоборот... А про Бе... Ну да, есть Черный и Белый... А Белый, по-моему, наоборот... может там дорогу указать там... Вот так вот... Не знаю, от-куда Белый появился...
запись 4.11.1998г. в Ульяновске
Разбойникова Екатерина Всеволодовна
1973 г.р., м.р.: г.Ульяновск
обр.: среднее
собиратель: Иванцов Владимир
10.
Я не помню... я не люблю... Вова, я тебе, так скажем, аннотацию могу ска-зать: это вечная история о любви и ненависти. Пошли в поход трое, один не вернулся, потому что там парень-парень-девушка, один был влюблен в девушку, второй тоже был влюблен, и этот вот, который один был влюб-лен, который был нехорошим, он скинул этого парня, там... Перегрыз, там, чуть-чуть карабин, веревку перегрыз, то есть это в зависимости от мастерства рассказчика, меня это совершенно просто не греет... И, как правило, этот альпинист, он и стал Черным Альпинистом и начал... А, там два варианта, либо помогает, там, заблудшим туристам, либо, там , значит, вредить врагам, там, либо там эту девушку искать, там, что-ни-будь в палатке мог... То есть, вообще в горном есть такая вещь, что... По-чему нужно спать головами к выходу?... Вот, спрашивает этот (нрзб) "Ну, там, это, вот, ну, не знаю там" - говорит. "Потому что ночью может прийти Черный Альпинист, он будет искать свою девушку, если тут ее нет".... Ну то есть он вытаскивает человека, там, и, как правило, вообще новички в первом походе спят в спальниках, спят в спальниках, а спаль-ник очень мило можно вытащить и положить куда-нибудь на солнышко... Прямо вот так и бывает: человек крепко спит, его вытаскивают и кладут, там: "Приходил Черный Альпинист, ничего не знаю"... Вот, на самом деле головой к выходу нужно спать из-за того, что в случае, если (нрзб) какие-нибудь опасности - выскочить.
(Кому и в каких случаях рассказываются рассказы о Черном Альпи-нисте?)
Ну, как правило, вообще всем тем, кто находится в походе, вечером у костра... Если это находится... Ну, когда все спето и выпито, и вообще... Ты знаешь, и среди старичков, и среди новичков... То есть, если среди но-вичков, то это, вот, как бы то, что рассказывали уже , если среди старич-ков, тут же какие-то вот новые варианты... новые инварианты, можно сказать... Не, ну вообще рассказываются такие вещи рассказываются в бытовой ситуации, вот, в туристической... Таким образом, что кажется и воспринимается так, что человек, который их рассказывал, он и есть тот, кто встречал, он это знал, то есть как? Рассказывается всегда от лица очевидца, то есть всегда говорится: "Вот, я знал человека, который...Я, вот, сам слышал..." То есть это вообще такой достоверный случай...как считается. Не, ну там вечные случаи все время, конечно, рассказывают про Черного Альпиниста, что вот там, лез лез турист, вдруг... Ну, кото-рый по скалам лазит, скалолаз... Лезет, лезет, смотрит: ему там, бедному, не за что зацепиться. Он: "А! А! А!" уже там сейчас упадет, вдруг там рука ему сверху, там поднимает. Он, там, отряхивается, стоит, там: "Спасибо, друг!"... Там никого нет! Люди все: "А-а!" после этого... То есть вот такое вот там обычно всегда встречается.
3.11.98
Ульяновск
инф.: Четверкин Александр Александрович
1971г.р., обр.: среднее
собиратель: Иванцов Вл.
11.
С: А расскажите что-нибудь о Черном Альпинисте?
И: А я не помню... Нет, честное слово, не помню. Просто мне рассказывали эту историю в разных вариантах. Ну... я уже забыла, что к чему. Я точно помню, во-первых, что было два друга. Шли они в гору, на какую-то вершину. И причем шли вдвоем, просто вот. И как-то получилось, что один из них сорвался, а второй поймал его в последний момент и рукой держит. А вот дальше я как раз и не помню. То ли он его специально отпустил... Нет... Вот он его держит... И по-моему, как-то там случилось, то ли он специально его отпустил... Нет, че-то там, правда, про девушку было. Ну, в конце концов, этот разбившийся, он превратился в Черного Альпиниста. И он ходит по горам, по палаткам и ищет своего этого друга, чтобы ему отомстить, поэтому нужно в палатке спать (ведь в горах спят в палатках головой к выходу. Папа вам сейчас объяснит, почему это так, если объективно смотреть, потому что если пойдет лавина, чтобы выскочить скорей). А вот это объясняет, то что спят головой к выходу специально, чтобы Черный Альпинист заглянул, посмотрел на лица, убедился, что это не его друг, и ушел спокойно. Ушел дальше искать, потому что, если будешь спать ногами, он может перепутать и он тебя убьет. Он отомстит, то есть он ходит, ищет друга чтобы отомстить. Это мне рассказывала Ленка на Урале 4 года назад.
18.02.99г.
г.Ульяновск.
инф.: Юкин Александр Геннадьевич.
1955г.р., местн., высш.техн обр.
Собиратель: Ферапонтов И.Е., Шагаева Н.Е.
12.
(Тут в разговор вмешался маленький мальчик лет восьми, который сидя на кухне, с огромным интересом слушал все, о чем говорилось).
И: Нет, ты не все правильно говоришь. Тот, который держал друга за руку, сказал: "Я тебя вытащу, и, типа, ты оставишь ее в покое..." Короче, сначала. Они были очень хорошими друзьями и любили одну женщину. И не знали, как поделить ее. А она никак к ним не относилась. Но один сорвался, тот его за веревку поймал и говорит, который держал: "Давай, если ты оставишь ее мне, то я тебя вытяну, если не оставишь, я тебя сброшу." Ну, он отказал. Он сказал: "Нет, типа, я ее люблю." И он его сбросил. А теперь он превратился в Черного Альпиниста. И ходит по горам, ищет своего этого друга, так сказать. Он хочет ему отомстить.
18.02.99г.
г.Ульяновск.
Юкин Станислав Александрович.
1986 г.р., местн., школьник.
Собиратель: Ферапонтов И.Е., Шагаева Н.Е.
13.
И.: Ой, было три человека, в общем. Одна девушка и два парня, вот. Оба парня любили эту девушку, и когда один куда-то... Ну когда подымался там, другой веревку обрезал. Тот упал, ну, выжил, короче, он.
С.: То есть он специально обрезал?
И.: Да. Он выжил там... шлялся где-то, весь оброс там, и... Он... он ходит, смотрит палатки. Короче, заходит в палатки, смотрит, вот. Может даже убить, если... И там, короче, такая легенда бы... что в палатке спать головой к выходу, вот. Потому что он может вытащить и убить. Он все ищет этого парня.
С.: А почему он может вытащить, убить даже не того?
И.: Даже может не того, а почему - не знаю. А девушка эта... Ну, она подумала, что он сорвался и с этим парнем ушла там, который жил... ну, который убил его. Не убил, вернее, а... сбросил.
Место записи: г. Ульяновск.
Время записи: 19 октября 1996 г.
Информатор: Десятов Павел Владимирович.
Место рождения: г. Ульяновск.
Год рождения 1976.
Рабочий, средн. спец.
Собиратель: Ферапонтов И.Е.
14.
И.: Черный Альпинист - это человек, которого постигло несчастье. Ну, история донесла до нас... Что-то в горах случилось, да, и кто-то был виновен в его смерти, вот. Теперь дух этого Черного Альпиниста ходит в горах. Значит... э... подходит к группам, к палатке, а горники спят головой вперед к выходу головой, да, ложатся, чтоб Альпинист, подойдя к палатке, мог открыть полог и посмотреть на лицо тех людей, которые, ну, в этой палатке ночуют.
С.: А зачем он это делает?
И.: Ищет того человека, который был повинен в его смерти или в том несчастном случае. Если он его найдет, то, возможно, накажет или как-то там...
<…>
И.: А еще слушайте, а вот про Черного Альпиниста говорят, что он не всех же наказывает, что он людям помогает. Что были такие случаи, что а... Ну, люди вставали где-то на ночлег, и... вечером... Нет, нет, ночью они спят и вдруг слышат шорох и шаги. Они выходят из палатки, начинают смотреть. И в это время обвал, и то есть, в том месте, где стояла палатка... Ну, например, там лавина или разрушается, а люди остаются живы. То есть они вышли... То есть Черный Альпинист им помог. Да, он их вывел оттуда, ну то есть он их предупредил об опасности. Ну, то есть, он помогает в горах, потому что в горах вообще помощь... нужна... Взаимопомощь вообще... Были такие случаи.
Место записи: г. Ульяновск.
Время записи: 19 октября 1996 года.
Информатор: Шульгина Марина Ивановна.
Место рождения: г. Ульяновск.
Год рождения 1967.
Служащая, высш. техн.
Собиратель: Ферапонтов Илья Евгеньевич.
15.
И.: Легенда из области того, насколько можно смешивать личную жизнь и еще что-то, в том числе и горы. Была такая легенда. Шла основная группа, хорошая группа, схоженная. В ней были два друга. Шли они в одной связке, друзья были хорошие, давно дружили. Ну вот...
С.: Давай ты сядешь.
И.: Давай попробуем... Ну так вот, как-то приключилась следующая история... э... Достаточно сложный перевал, шли в связке. Один сорвался. Друг его держит, а сам... как говорится... ну, держать на перевале штука иногда сложная: можно и вдвоем улететь, можно и вытащить. Может быть бы и вытащил, да он... Получилось так, что любили они одну девушку. Кого она предпочитала - сложно сказать... И друг решил, скажем так, не рисковать сам, и плюс... Обрубил веревку. Вот с тех пор, говорят, ходит по горам призрак того альпиниста, упавшего со скалы вследствие обрубленной веревки, ищет своего друга. Кого найдет, кого не найдет, кому помогает, кому мешает... По-разному бывает... Кто-то считает, что встретить его... На самом деле говоря, разные группы по-разному. Некоторым помогает, некоторым мешает, так же, как и сами горы.
Место записи: Ульяновск.
Время записи: 19 октября 1996.
Информатор: Моисеенко Александр Игоревич.
Место рождения: г. Ульяновск.
Год рождения 1967.
Служащий, высш. техн.
Собиратель: Ферапонтов Илья Евгеньевич.
16.
И.: Ну вот как мне рассказывали, когда-то вот давно, то, что два парня влюбились в одну девушку... вот... Пошли в горы в поход и... В общем-то один по этому поводу, когда страховал его, в общем... как-то... там... сейчас... то ли перерезал, то ли перетер веревку просто-напросто, и просто тот погиб. В общем-то он... приходил... Он приходил потом как бы призраком ко всем... другим... туристам, открывал палатки, ну то есть, что вот как раз обычай, то, что головой ко входу они ложатся, и искал того, своего друга, который, в общем, так сказать, предал его.
м. зап.: г. Ульяновск
вр. зап.: 19 окт. 1996.
инф.: Баранчиков Сергей Анатольевич.
м.р.: Ульяновск, г.р.: 1976.
студент, нез. высш.
Собиратель: Ферапонтов И.Е.