Ж.В. Кормина (С-Петербург) Алкоголь, армия и нечистая силаНастоящий доклад посвящен нормам и правилам употребления спиртных напитков, характерным для русской крестьянской культуры. Центральной темой сообщения является феномен ритуального пьянства, в частности, обязательного пьянства молодых людей накануне призыва на военную службу. Особо рассматриваются случаи девиаций - случаи алкоголизма, связываемого в представлениях носителей культуры с зависимостью алкоголика от нечистой силы, "чертей", которые "сидят" у него в голове. Специальное внимание уделяется вопросу гендерной спецификации культуры потребления алкоголя и в связи с этим рассматриваются случаи предписанных традицией ритуалов женского коллективного пьянства. В норме употребление спиртных напитков в культуре достаточно четко регулируется. Традицией предписывается, когда, кому и что можно (нужно) пить. Предполагается, что женщины могут пить только слабоалкогольные напитки, а именно домашнее пиво, которое, кстати, готовят только в строго определенных случаях, в частности, на престольные праздники, свадьбы и т.п. Ненормированное (внеритуальное) употребление спиртных напитков женщинами, в принципе позволяемое мужчинам, расценивается как знак нарушения миропорядка (ср. рассказ крестьянки Новгородской области о том, что война началась именно в тот год, когда восьмого марта бабы напились). Существование в некоторых локальных традициях специальных праздников, когда женщины деревни демонстративно много едят и пьют (напр., "Бабьи заговины" в Гдовском районе Псковской обл.) только подтверждает анормальность женского пьянства для крестьянской культуры. Вопрос нормы и патологии в отношении употребления спиртных напитков определенно имеет гендерное измерение: то, что позволительно мужчинам (более того, от них это ожидается), невозможно для женщин. Показательны рассказы о заблудившихся в лесу пьяных, героями которых всегда являются мужчины. Те редкие случаи, когда героиня рассказа - женщина, имеют трагический финал. Если мужчина, приглашенный "в гости" незнакомцами (нечистой силой) наутро благополучно просыпается и приходит домой, то женщина погибает. Таким же образом, осуждая за бытовой алкоголизм женщину, традиция дает объяснение мужского бытового пьянства в терминах болезни, часто понимаемой как нечто насильно переданное, навязанное, как агента, действующего помимо воли человека. Метафорика, применяемая для описания состояния нетрезвого человека, изобилует "колдовской" лексикой и нередко репрезентируется по аналогичной схеме. Существенно, что определенные ситуации в жизни мужчины предполагают обязательное пьянство. Так, должны пить парни, собирающиеся идти в армию. Начало потребления алкоголя для них становится частью их приобщения к группе взрослых мужчин. Во многих случаях отмечается, что до наступления призывного возраста парень водку не пьет и начинает ее пить под давлением окружающих, требующих от него выполнения предписанных культурой правил.
Janna. Kormina (St. Petersburg) Drinking, Army, and the Evil Forces The paper explores the rules and habits of drinking taking place in Russian rural culture. Normally, regulations for alcohol drinking in traditional culture determine who, when and what may or must drink. Special attention is paid to the gender differentiation in drinks and drinking in Russian traditional culture. The presentation focuses on the attitudes towards spirits consumption in peasant community. The data to be used includes cases of ritual drinking and folk prose narratives about drunkers. When telling about ritual drinking the situations of obligatory drinking of guys who are going to depart for the military service from the one hand and local customs of special women drinking festivals from the other hand will be taken into consideration. Then, the folk idea of drunker depending on the evil forces appeared in some folk prose narratives is examined.
|