Борисов Сергей Борисович
Латентные феномены культуры (опыт социологического исследования личных документов девушек)
22.00.06 - социология культуры, образования, науки
Автореферат дисс. соиск. ученой степени кандидата философских наук в виде научного доклада
Екатеринбург - 1993
Латентными феноменами культуры мы называем круг культурных явлений, существование которых не санкционировано властными структурами, но которые в то же время не находятся в прямой оппозиции к господствующей в обществе системе морально-идеологических и политических принципов. Как мы полагаем, латентная культура обслуживает наиболее интимные слои сознания, не нуждающиеся в привычных формах обнародования.
В составе латентных культурфеноменов можно выделить вербальный слой, подразделяющийся в свою очередь на устный и письменный. Последний входит в число явлений, охватываемых социологическим понятием "личный документ", но обладает рядом дополнительных признаков. Для обозначения латентной письменной культуры мы предложили понятие "рукописности".
Интимная рукописность как социокультурное понятие означает причастность исследуемого предмета к следующим параметрам:
принципиальная ориентированность на запись, на письменный способ передачи и хранения информации.
Принципиальная интимность, сокровенность текста. Рукописно - то, что доверяется только "избраннику души", "своему кругу";
Добровольность, произвольность создания или переписывания текста.
Таким образом, в качестве интимно-рукописного может быть рассмотрен текст, который создан добровольно, ориентированный на узкий круг доверенных читателей и принципиально не предназначающийся к публикации.
Эмпирическими объектами, обладающими признаками рукописности в указанном выше смысле, являются личные письма, записки, дневники, альбомы ("девичники", песенники), автобиографии и мемуары понятием рукописности не охватываются.
Важным направлением наших исследований стало изучение эволюции альбома и его конкретных жанров, в частности, девичьего рукописного рассказа о любви. Он сложился только в послевоенное время (1950-е годы). Как можно предположить, большая часть девичьих рукописных любовных рассказов являлась продуктом индивидуального самодеятельного литературного творчества. Далее включались фольклорные механизмы, описанные в теории фольклора: задевшее живой нерв окружения произведение таланта-одиночки проходит через цензуру коллективного сознания, в процессе передачи постепенно превращаясь в анонимное и "народное". То, что аналогичные механизмы действовали в процессе генезиса отдельных рассказов, дало нам право назвать их квазифольклорными, учитывая не традиционно устный, в письменный способ их бытования.
Именно качество квазифольклорности - повторяемости одного сюжета с небольшими вариантами по всей стране - позволило нам рассматривать каждый "классический" (а их около десятка) рассказ как репрезентативный источник информации о ценностных ориентации девочек-подростков 13-15 лет. При тысячекратном переписывании полюбившегося текста из "классических" рассказов было устранено все субъективно недостоверное, фальшивое, неточное, не соответствующее представлениям девушек о должном. Сюжеты рассказов вполне однообразны и в этом смысле они подобны агиографической литературе средневековья, - и там и здесь речь идет о жажде вполне определенного ценностного переживания - идентификации с жертвенным поведением во имя трансцендентных идеалов. Иными словами, рукописные девичьи рассказы архетипичны - они воплощают определенный вариант должного, идеального поведения.
Анализ "классического" слоя рассказов дает основание сделать следующие выводы.
Первое. Рассказы формировались в период складывания романтической идеологии конца 1950-х - начала 1960-х годов. Бытование этих рассказов до настоящего времени свидетельствует о том, что романтическая составляющая коллективного сознания сохраняется как минимум в отдельных пластах латентного культурного слоя.
Второе. Для рассказов характерен устойчивый, повторяющийся тип поведения героев - романтическое самоубийство, трактуемое исключительно как акт посмертного воссоединения с любимым человеком. Постоянство этого мотива говорит о существовании символа романтической смерти в девической ментальности.
Третье. Рукописные девичьи рассказы являются фактором суицидологического программирования поведения девочек-подростков в жизненных ситуациях, аналогичным тем, что описываются в рассказах
Четвертое. В массовой рок- и поп-культуре воспроизводятся архетипы и символы латентной девичьей культуры.
Важным разделом латентной довзрослой культуры являются устные страшные истории. Мы выявили особый жанр девичьей латентной культуры - устный страшный рассказ-быль, связанный с сексуальной аттрактивностью и беззащитностью девушек. Этот жанр играет важную роль в социализации девочек.
Латентная культура является связующим звеном между поколениями, является транслятором романтических ценностей, играет важную роль в социализации детей и подростков.
Список публикаций - 28 наименований.