А. Башарин
Блатная песня (20-е годы): рождение жанра
I. Блатная песня. Содержание понятия.
"Блатные песни - песни на уголовную (блатную) тематику, бытующие в соответствующей среде"1 :
"Вчера, 6 апреля, в африканском ресторане "Лимпопо" состоялся первый Международный конкурс африканских исполнителей российских блатных, лагерных и дворовых песен "ЧЕРНАЯ МУРКА-2000". Мероприятие было посвящено 80-летию знаменитой песни" 2
С начала 90-х годов появилось значительное количество сборников песен, а также статей, заметок, публикаций, в заглавии которых присутствует словосочетание "блатная песня". Тем не менее, вопрос о том, что из себя представляет этот жанр (или не жанр?), какова его история, специфика и границы, остается открытым. Не случайно так часто в популярных песенниках и заметках встречается нагромождение наименований: "блатные, тюремные, лагерные, дворовые, уличные и т.п. песни". Этот букет обозначений лишь свидетельство того, что под названием "блатная песня" часто объединяются и смешиваются явления разноплановые и разновременные.
Даже лучшее из существующих определений "блатной песни", приведенное в качестве эпиграфа, не учитывает, например, возможности бытования блатных песен ВНЕ "соответствующей среды" 3 . Да и понятие "уголовная (блатная) тематика" также требует уточнения. Но в этом определении учтено главное: тематика, как основной признак выделения блатной песни, указание на активное бытование и полная нерелевантность признака генетического4 .
Проблема, таким образом, состоит в недостаточном разделении трех понятий:
- блатная песня (в широком смысле) - совокупность всех песен, герой которых - человек, сопричастный жизни вне закона или заключенный, а также песен, по тем или иным причинам ассоциирующихся с подобными. 5 В этом значении блатная песня стоит в одном ряду с такими тематическими группами песен (жанрами?), как романс, песни войн и революций, студенческая песня и т.п. Очевидно, что это обозначение размыто и в значительной мере субъективно, но разноплановость содержания песенников с заглавием "блатные песни" подтверждает как наличие такого понимания, так и его неопределенность.
- блатная песня (в узком смысле) - песни, герой которых (один из героев) - представитель криминального мира, чей образ раскрывается в песне путем реализации "типичных" для этого мира действий, высказываний, оценок.
Это определение требует двух уточнений. Во-первых, "типичные" НЕ ОЗНАЧАЕТ отражающие реальную картину быта и психологии данной среды, "типичными" они должны быть с точки зрения носителя (исполнителя/слушателя). Причем представления носителей о том, каково это "типичное" поведение, могут варьироваться. Во-вторых, для того, чтобы реализовать "типичные" для криминального мира действия, герой должен находится в соответствующей ситуации, то есть, как правило, на свободе. В узком понимании блатная песня оказывается в одном ряду с такими тематическими группами, как лагерные, сиротские, ковбойские, пиратские и т.д. песни.
- песни преступников и заключенных - песни, бытующие в соответствующих субкультурах (реально зафиксированные в тюремных альбомах, песенниках, весьма немногочисленных научных записях, производившихся в данной среде). К сожалению, для того, чтобы квалифицированно рассмотреть ПОДЛИННЫЙ РЕПЕРТУАР преступных групп или мест лишения свободы в тот или иной период времени, катастрофически не хватает материала, ибо подлинно научное собирание и изучение данного материала до последнего времени было затруднено. Тем не менее, многочисленные свидетельства указывают на то, что популярность блатной песни среди настоящих уголовников не есть нечто само собой разумеющееся. 6
В дальнейшем, при рассмотрении судьбы блатных песен в 20-е годы мной будет использоваться преимущественно узкое понимание блатной песни, как наиболее терминологическое.
Блатная песня в 20-е годы.
- 10 лет спустя после тюремной песни
- в эпоху зарождения песенной поэзии лагерей
- за 30 лет до эпохи интеллигентских стилизаций
- за 50 лет до подпольной блатной эстрады
- за 70 лет до Русского шансона - "необлатной" песни
"Середина двадцатых годов была золотым веком преступного мира. Мечта воров - поворовать лет десять и на пенсию - казалась вполне осуществимой.
Песни отражают этот оптимизм. В это время появились популярные 'Гоп со Смыком", "Мурка", "Выпьем за мировую", "Гром прогремел" и многие другие, в которых профессиональные воры гуляли в ресторанах, напивались в пивных, радостно калечили "штампов", убивали предателей, ездили в другие города наводить страх на непокорную милицию, уверенно глядели в будущее, заявляя, что они не оставят свою профессию и после смерти" 7 .
Трудно сказать, на самом ли деле принадлежала оптимистичная позиция упомянутых песен преступникам или неизвестному пока куплетисту-эстраднику. Текст песни - ненадежный исторический источник, особенно если более или менее профессиональные записи большинства этих песен были сделаны только через 60-80 лет после их появления. Несомненно одно: маргинальный герой - криминальный авторитет, удалой налетчик, удачливый вор стали в 20-е годы популярными персонажами песенного фольклора. Настолько популярными, что раз появившись, задержались в нем до настоящего времени.
10 лет войн и революций, полностью изменившаяся историческая ситуация привели к тому, что старая тюремная песня и демократическая "узническая" лирика 19 века сдают свои позиции, и на их месте возникают блатная песня и песенная поэзия лагерей. И, хотя некоторые старые песни в измененном, осовремененном виде продолжают существовать (Песня о центральной тюрьме превращается в "Таганку", казачья песня "Течет речечка" - в песню о жигане и начальничке), основным строительным материалом для блатной песни становится современная эстрадная песня и куплет. Куплеты гражданской войны с рефреном "Ах, шарабан мой…" теряют неактуальные более строки "Мундир английский, табак японский…", "добирают" популярной уголовной экзотики и превращаются в блатную песню. Эстрадного, по-видимому, происхождения куплеты "Гоп со смыком" обретают (во многом благодаря "авторитетному" исполнению Л.Утесова) более или менее стабильный текст и становятся классикой блатной песни. Популярная песня о любви превращается в "Мурку". Не остается без использования новейший фольклор не-блатного характера: литературного происхождения песня времен 1-й мировой "Шли два героя с германского боя…" путем несложных замен трансформируется в "С одесского кичмана…", на мелодию "Разлуки", частично с использованием текста жестокого романса о Марусе, 8 возникает песня про Аржака9 и "Если урика поймали…"10 и т.д. Практически одновременно идет процесс создания блатных песен профессиональными авторами-эстрадниками11 .
При этом общая тенденция, как представляется, была в 20-е годы именно такой: от не-блатной песни к блатной, а не наоборот. Применительно к этому периоду неизвестно ни одного случая преобразования блатной песни в романс или не-блатную городскую песню. Материалом для подобных переделок она станет только в 30-х. - 40-х. В воспоминаниях Н.Курчева12 есть упоминание о том, что во второй половине 30-х гг. блатные песни использовались для создания первых туристских песен, а во время Великой Отечественной войны перелицовка блатных песен стала уже массовым явлением.
Что касается среды, в которой бытовали блатные песни в 20-е годы, то это, конечно, прежде всего, городские низы, в том числе, безусловно, и криминальные. Открытым, тем не менее, остается вопрос о характере этого бытования13 . Можно предположить также, что восприятие первых блатных песен взрослыми преступниками и малолетними, беспризорниками, просто молодежью было различным. Недаром "типичный" 14 облик преступника того времени - молодой "парень в кепке и зуб золотой", в пиджаке, по случаю - и с гитарой. Для этой возрастной группы блатные песни были не только "своим" (вне зависимости от происхождения) фольклором, но и собранием поведенческих, языковых, мировоззренческих норм. То, что для взрослого профессионального преступника царского времени было льстящей художественной абстракцией, которую приятно послушать в ресторане в часы досуга, для молодежи и малолеток было мечтой о красивой жизни, заманчивым миром, для приобщения к которому необходимо овладеть его языком, законами и песнями. Когда к началу 30-х это поколение вырастает приобщается к блатной культуре, блатная песня и становится вполне сформировавшимся явлением, вошедшим в кровь и плоть криминального мира, да и не только его, но и всей низовой культуры того времени. Кодифицируются нормы "блатного" поведения, язык. Блатная песня становится визитной карточкой персонажа, ставшего из художественного реальным. И не в последнюю очередь потому, что поколение бывших беспризорников выросло на блатных песнях и вместе с блатной песней.
К сожалению, анализ механизмов возникновения и этапов развития блатных песен в 20-е годы затруднен небольшим объемом известных на настоящий момент датированных записей и исследований того времени. Прежде всего следует отметить выходивший с 1925 по 1932 в Киеве "Етнографiчний вiсник", а точнее книги 1-8, выходившие под руководством академика А.Лободы. Уже вторая книга "Етнографiчного вiсника" (1926) содержит сразу три статьи по интересующей тематике: В. Бiлецька - "З студiй над сучасними пiснями"; В.Петров - "З фольклору правопорушникiв" и М.Гайдай - "Мелодii блатних пiсень". В 1926 году в журнале "Сибирская живая старина" появляется статья Н Хандзинского "Блатная поэзия", позволяющая датировать ряд известных песен15 . Под редакцией Ю.М.Соколова выходит журнал "Художественный фольклор", где в 1927 году появилась статья В.В.Стратена "Творчество городской улицы". Ю.М.Соколову принадлежит и единственное до сих пор пособие по фольклору, имеющее раздел "Мещанские и блатные песни". 16 Ряд ценных свидетельств содержится в опубликованных в последние годы мемуарах и воспоминаниях о 20-х годах. Не следует забывать и о художественных фильмах 20-х - 30-х, где нередко (как правило, в устах негативных персонажей) звучат подлинные песни. И это, пожалуй, все, чем мы на данный момент располагаем ибо с 30-х годов собирание и изучение блатных песен, как и прочих жанров современного городского фольклора, было прервано на 60 лет. Использование более поздних источников отчасти компенсирует эти пробелы, но может привести к неточным выводам. Показателен пример сборника "Песенный фольклор ГУЛАГа", где из, примерно, 50 текстов в разделе "1917-1929 гг." как минимум 3 являются позднейшими стилизациями17 , и еще 5-7 вызывают серьезные сомнения в своей принадлежности к этому времени. Подобные случайности заставляют проявлять особую осторожность в отношении недатированных песен и надеяться на то, что записи блатных песен, сделанные в эпоху их возникновения будут в скором времени найдены.
Примечания
- Ефимов И., Клинков К. В.Высоцкий и блатная песня (курсив мой - А.Б.)
- http://bardnovikov.narod.ru/obozrenie.htm (курсив мой - А.Б.)
- Достаточно вспомнить феномен 60-х-70-х годов: "интеллигенция поет блатные песни". Причем ТЕ блатные песни, которые были в ходу у интеллигенции, далеко не всегда были заимствованы из современного песенного репертуара мест лишения свободы.
- Изучение истории возникновения отдельных песен нередко показывает, что авторы многих известных блатных песен ("Стою я раз на стреме…" А.Левинтона, "Когда качаются фонарики ночные…" Г.Горбовского и др. ) ничего общего с криминальным миром не имели.
- Так, репутацию "блатной" имела, благодаря своему одесскому колориту, песня "Шаланды, полные кефали…". "Взять популярную блатную одес-скую песню авторы не рискнули <…>. Тогда они сочиняют стилизацию "под Одессу" <…> В итоге песня вошла в кинофильм, <…> а народ в ресторанах запел еще одну блатную песню, к то-му же разрешенную цензурой". М.Шелег А.Северный: Две грани одной жизни. Сложно также понять, почему среди блатных песен упоминается/публикуется песня "Бублички". Ну не потому же, что "сестра гулящая - тварь настоящая, а братик маленький - карманный вор"?
- Приведу фрагмент из интервью с певцом Андреем Рублевичем: "- А что в зоне поют и слушают? - Не поверите, но в зоне блатную песню не любят. Да, могут по настроению спеть, но чаще Есенина просят, лирику его. Есенина, наверное, как никого в блатной песне почитают, ему даже на фене кличку урки дали - "Пегас блатной". Рублевич А. "Блатную песню в зоне не любят…" // Альманах "Русский Париж" № 2 (74), 2002 г. Беседовал Павел Лохунов, Париж, март 2002 года. http://www.diclon.com/parovoz/story17.html
- Джекобсон М. и Л. Особенности тюремной песни в России // Песенный фольклор ГУЛАГА как исторический источник. М.,1998, С.15
- См., например, Адоньева, Герасимова №113
- Джекобсон, С.130
- Джекобсон, С.139
- На настоящий момент известны авторы песен "Бублички" (Я.Ядов), "Шумит ночной Марсель" (Н.Эрдман), "Цыц, вы, шкеты под вагоном…" (Е. Дарский, Л. Миров), которые условно могут быть отнесены к блатной песне (в широком смысле). Убежден, что со временем будут установлены и эстрадные авторы хотя бы нескольких собственно блатных песен.
- Курчев Н. Об авторской песне // От костра к микрофону СПб., 1996, С10-11.
- Новейшая история блатного жанра (выступающего ныне под загадочным названием "русский шансон") показывает, что вполне возможна и пассивная модель бытования подобных песен: создаются они профессиональными или полупрофессиональными эстрадными исполнителями, а аудитория из мест лишения свободы (как показывают ныне письма и звонки в студию) с удовольствием слушает, идентифицируя эти песни как "свои". Спустя некоторое время приходит, конечно, и черед активного бытования, но на начальном этапе ведущую роль играет все же эстрада. Предполагаю, что подобное явление (хотя и не в таком объеме, ибо масс-медиа еще не достигли должного уровня развития) имело место и в 20-е.
- Об обманчивости "типических" представлений уже говорилось, но в данном случае, думаю, на них можно положится.
- В 1926 году появляется статья Н Хандзинского "Блатная поэзия", на основании которой также можно датировать ряд известных песен.
- Соколов Ю.М. Русский фольклор. вып.4, 1932. Судьба записей, которые находились в распоряжении Стратена, Соколова и др., неизвестна.
- "На улице Гороховой" - А.Розенбаум, "Люблю гулять я в нашем ресторане" ("Мальчики-налетчики") приписывает себе М.Звездинский (обработка М.Шуфутинского), а "Жили-были два громилы" была написана (Р.Фуксом?) для А.Северного на основе старой блатной песни.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|