Т.А. Агапкина, А.Л. Топорков (Москва)Ритуальное обнажение в народной культуре славянРитуальные ситуации, при которых человек раздевался донага либо до нижнего белья, в культуре славянских народов чрезвычайно многообразны и с трудом поддаются сколько-нибудь полной инвентаризации. Полное или частичное обнажение практиковалось в сельскохозяйственной магии, в народной медицине, в колдовской практике и эзотерических ритуалах, в календарных и окказиональных обрядах, в играх, имеющих оргиастический характер. К сожалению, из-за ограниченного объема статьи за ее рамками осталась нагота в свадебном обряде. Мужская нагота встречается главным образом в святочных и масленичных играх, а также в сельскохозяйственной магии (при посадке овощей и севе льна, проса, других культур). Женская нагота известна в более широком круге обрядовых ситуаций: женщины раздевались в обрядах вызывания дождя или отгона градовой тучи, при тушении пожара, в обрядах опахивания, при посадке овощей, при изведении домашних насекомых; в обнаженном виде совершали некоторые лечебные действия, катались по траве или собирали росу на Ивана Купала. В традиционной культуре славянских народов обнажение выполняет разные символические функции: 1. лишает тело внешнего покрова, открывает его для постороннего взгляда, заставляет стыдиться и опасаться, испытывать унижение, стыд и страх; 2. без одежды человек возвращается в природное состояние, становится как ребенок или первые люди в раю; 3. обнажение высвобождает витальные силы, делает человеческое тело мощным средством магического воздействия на природу; 4. нагота призвана также защитить человека от влияния демонических сил; 5. частичное обнажение в сочетании с демонстрацией ягодиц или половых органов в обрядах и фольклоре вызывало комический эффект, а в ситуации войны или ссоры оценивалось как оскорбительное действие.
|