Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика




Аудиозаписи докладов

О ЦТСФ
Конференции
Публикации
Летние школы
Издания ЦТСФ РГГУ
Интервью, публичные лекции
Указатели
Живая cтарина
Лаборатория фольклора РГГУ
Интернет-ресурсы по фольклору
Библиотека фольклориста
Гранты
Персональные страницы
  Д.И. Антонов
  А.С. Архипова
  Ф.К. Бадаланова
  Л.М. Ермакова
  А.В. Козьмин
  М.В. Лурье
  И.Г. Матюшина
  Е.М. Мелетинский
  Д.М. Михеева
  С.Ю. Неклюдов
  Е.С. Новик
  А.А. Панченко
  Н.В. Петров
  И.А. Разумова
  Ф.Б. Успенский
  О.Б. Христофорова
<< На главную страницу

Адоньева Светлана Борисовна, кандидат филологических наук.
Санкт-Петербургский государственный университет.
Филологический факультет,
доцент кафедры истории русской литературы
E-mail:
spbfolk@mail.ru

Фольклор и гендерные стереотипы в современном обществе

 

Курс “Фольклор и гендерные стереотипы в современном обществе”, адресованный студентам-филологам, описывает половозрастные стереотипы речевого и ритуального поведения в русской традиционной культуре в сопоставлении с процессами, происходящими в этой сфере в настоящее время. Материалом для описания служат полевые исследования автора курса, проведенные в деревнях Русского севера (1988-1999 годы), материалы фольклорного архива СПбГУ, содержащие коллекции современного городского и детского фольклора, а также материалы фольклорно-этнографических архивов, содержащие этнологические описания территории российского северо-запада (город и деревня) на время конца Х1Х - ХХ века.

В качестве методологической парадигмы курса используются динамические модели этнокультурных, ментальных и социальных процессов (Э.Дюркгейм, М. Мосс, А.ван Геннеп, В. Тернер, П.Сорокин, О.Розеншток-Хюсси, Л.Витгенштейн).Аналитический аппарат курса основан на методах Тартусско-московской структурно-семиотической школы (П.Г.Богатырев, Е.С.Новик, С.Ю.Неклюдов, Б.А.Успенский, А.К.Байбурин, и др.) и методах анализа поэтики Петербургской филологической школы (Б.Эйхенбаум, В.М.Жирмунский, В.Я.Пропп, Б.Н.Путилов, Б.В.Томашевский, О.М.Фрейденберг, В.Е.Холшевников и др.).

Курс представляет собой одну из специальных дисциплин в рамках учебного плана по специализации “Фольклористика”, разработанную Пропповским Центром и введенную в качестве дополнительной специализации для студентов филологического и восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Задача курса состоит в том, чтобы научить студентов различать гендерные аспекты в артефактах традиционной и современной культуры (фольклора, литературы), ставить научные задачи и проводить самостоятельные исследования в этой области.

Курс построен на сочетании трех методов:

  1. лекции, в которых излагаются основные подходы к изучению гендерных аспектов русской традционной культуры и предлагаются методы описания современного материала с этой точки зрения - 32 аудиторных часа.
  2. семинары, где будет отрабатываться методика индивидуальных полевых, архивных и аналитических исследований - 12 часов.
  3. индивидуальная курсовая работа, сочетающая опыт полевого исследования, архивной работы и анализа одной из предложенных для исследования тем.

Построение курса направлено:

на выявление системы социального механизма освоения мужчиной и женщиной в российском обществе меняющихся в процессе жизни возрастных ролей;

    • на установление соотношения между современным состоянием этого социального механизма и его функционированием в русском традиционном обществе (на материале крестьянского Русского севера);
    • на определение круга поведенческих образцов, служащих в современном российском обществе для формированиея мужских и женских жизненных сценариев, выявление и анализ традиционных и современных культурных (ритуальных и речевых) форм, адаптирующих человека к новой возрастной роли.

Система современных половозрастных ролей в России должна быть охарактеризована в той мере, насколько это необходимо для определения динамики перехода от одной возрастной роли к другой в процессе человеческой жизни . Моменты перехода - безусловно кризисные моменты в жизни человека - периоды активного использования прошлого опыта(ввиду отсутствия новых поведенческих приемов) как индивидуального, так и коллективного. Где хранится этот коллективный опыт, как он востребуется, каково его содержание для современного российского общества и каким оно было в русской традиции -таковы вопросы на которые также необходимо будет дать ответ в процессе изложения материала в курсе.

План лекционного курса:

  1. Половозрастная стратификация в крестьянской общине Русского севера: конец Х1Х - конец ХХ века.
  2. Женские возрастные статусы, возрастные группы и социальные функции в русской деревне.
  3. Мужские возрастные статусы, возрастные группы и социальные функции в русской деревне.
  4. Возрастные кризисы и статиситка смертности в среди северно-русских крестьян (конец Х1Х века - конец ХХ века).
  5. Социальная практика преодоления возрастных кризисов: переходные обряды.
  6. Переходные обряды в современной русской деревне.
  7. Прагматика современного фольклора и концепты мужских и женских возрастных ролей.
  8. Современные мифы, кульутрные императивы и ритуальная практика: гендерный аспект.
  9. Культурные сюжеты и жизенные сценарии: мужские и женские возрастные идеалы и опыт автоописания
  10. Социальные техники “вхождения в образ” и современная культура.
  11. Каталог мужских и женских моделей поведения и проблема ролевого репертуара.
  12. Мифология современных гендерных стереотипов: проблемы источников.
  13. Интерпретация кульутрных артефактов и техника полевых исследований.
  14. Фольклор, литература и массмедиа в контексте гендерной и возрастной социализации..

Литература:

Э. Дюркгейм и М.Мосс. О некоторых первобытных формах класссификации. К исследованию коллективных представлений.// М.Мосс. Общества. Обмен. Личность. М., 1996.
М.Мосс. Очерк о даре // М.Мосс. Общества. Обмен. Личность. М. 1996. С. 83-217
М. Мосс. Об одной категории человеческого духа: понятие личности, понятие “я”.// Там же.
Э.Дюркгейм. Ценностные и реальные суждения // Э.Дюркгейм. Социология:ее предмет, метод и назначение.
М. 1995. С.286-304.
Этнические стереотипы поведения./ Сб.ст. Л., 1985.
Этнические стереотипы мужского и женского поведения./Сб.ст. СПб., 1991.
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточно-славянских обрядов. СПб.,
1993.
Бернштам Т.А. Новые перспективы в познании и изучении традиционной культуры: теория и практика этнографических исследований. Киев, 1992.
Wierzbicka A.Semantics, culture and cognition: Universal human concepts in culture-specific configurations. New
York. 1992.
Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983.
А.Ван Геннеп. Обряды перехода. , Пер. С фр. М., 1999
Логический анализ языка: культурные концепты. М., 1991.
Логический анализ языка: язык речевых действий. М
., 1994.
Peoples J., Bailey G. Gender in Comparative Perspective// Peoples J., Bailey G. Humanity: An Introduction to Cultural Anthropology. St. Paul et al., 1988.
Berne E. Games people Play: the psychology of human relationships.: Верн Е. Игры, в которые
играют люди. Спб., 1992.
Уорф Б. Отношение норм поведения и мышления к языку.// Новое в лингвиситке.М., 1960.
Е.С.Новик. О единой коммуникативно-обменной структуре обрядов// Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. М.1984.
Адоньева С.Б. Герасимова Н.М. “Никто меня не пожалеет”: баллада и романс как феномен фольклорной культуры нового времени//. Современная баллада и жестокий романс., СПб., 1996.
Адоньева С.Б. Мужчины: к проблеме традиционных социальных ролей. Преемственность поколений: диалог культур. Мат.междунар. конф. СПбГУ, СПб., 1996.
Адоньева С.Б.Ритуальные функции женщины в русской традиции. //“Живая старина”, 1998. № 1.
Адоньева С.Б. Баллады // Русский школьный фольклор. От “вызываний” Пиковой дамы до семейных историй./ Сост. И ред.А.Ф.Белоусова М.,
1998
Адоньева С.Б., Бажкова Е.В.Функциональные различия в поведении и роли женщины на разных этапах ее жизни //Белозерье. Краеведческий альманах. Вып.2., Вологда, 1998
Дж.Дю Буа . Категория эвиденциальности и ритуальная речь .//Кунсткамера. Этнографические
тетаради. Вып.12. СПб., 1998.
Женщина и вещественный мир культуры у народов Европы и России. / Сб. Музея антропологии и этнографии. LYII. СПб., 1999.
Бочаров В.В.Антропология возраста. СПб., 2000.

Материалы для курсовых работ:

Фольклорный Архив кабинета филологического факультета СпбГу.
База данных:
www.folk.ru
Материалы Тенишевского архива (Российский этнографический музей).
Белозерье: краеведческий альманах. Вып.1. Вологда, 1993.
Белозерье: краеведческий альманах. Вып.2. Вологда, 1998.
Традиционная русская магия в записях конца ХХ века. Спб., 1993.
Обрядовая поэзия Пинежья. М., 1980.
Сказки Русского севера.//Бюллетень Фонетического фонда русского языка. Приложение № 6. СПб.-Бохум, 1997..
Обрядовая поэзия Русского севера: причитания.//Бюллетень Фонетического фонда русского языка. Приложение № 7. СПб.-Бохум, 1998.
Русский школьный фольклор. От “вызываний” Пиковой дамы до семейных историй./ Сост., ред.А.Ф.Белоусова М., 1998
Современная баллада и жестокий романс.СПб.,
1996.

Содержание | О проекте | Конференции | О семинаре | Участники | Публикации
Указатели | Диссертации | Библиографии | Учебные курсы | Партнеры | Cсылки