Левон Абрамян
О проекте филургического словаря
Одной из важных схем, емко характеризующих, можно сказать
кодирующих, человеческую культуру, является триада «мысль,
слово, дело»[1].
Первым двум ее членам соответствуют философия – «любовь к мысли»
и филология – «любовь к слову». Последнему члену в культурной
триаде – делу, думается, тоже соответствует особая область знания
– филургия, т.е. «любовь к делу». Наиболее близко к филургии
стоит социальная/культурная антропология (этнография/этнология),
именно та ее область, которая занимается ритуалом, значимым
действием. Заметим, что филология и философия тоже занимаются
прежде всего значимыми словами и мыслями. Даже новые направления
в антропологии, изучающие зыбкую границу современности, поневоле
обращаются к значимым, псевдозначимым или потенциально (в
будущем) значимым делам. Филург опирается на своих
предшественников в культурной триаде: на слова филолога и мысли
философа. Однако в природной (исходной) триаде «дело, слово,
мысль»[2]
он порой остается на грани человеческого (культурного), ему не на
кого оглянуться.
Определить сферу филургии поможет составление филургического
словаря, который, по-видимому, будет иметь много общего с
ритуальным словарем. Словарем не ритуалов, собранных из разных
этнографических описаний, а простейших, элементарных ритуальных
действий, составляющих любой ритуал. Показательно, что в
пятитомном этнолингвистическом словаре «Славянские древности»
(судя по трем вышедшим томам) встречается немало статей с
глагольными или отглагольными заголовками, отражающими ритуальные
действия, например «крутить(ся), вертеть(ся)», «огораживать»,
«осыпание», «пение», или с парными глагольно-именными
заголовками, например «моча, мочиться».
Необходимость различения сложного ритуала и его более простых
составляющих часто ощущается исследователем, пытающимся вводить
иногда необоснованные терминологические разграничения, ср.
различаемые порой в этом смысле «обряд» и «ритуал» в русской
этнографической литературе. Я имею в виду еще более элементарные
составляющие ритуала; это, конечно, не исключает того, что весь
ритуал может иногда составлять одно ритуальное действие,
например проведение охранного круга.
Объектом изучения филурга является Homo agens – человек делающий, в частности и по
преимуществу Homo
ritualis – человек
ритуальный. Причем это человек, представляющий всех людей, в нем
видны знакомые и привычные всем ритуальные действия, но могут
проявиться и непривычные, присущие членам только одного
затерянного в джунглях племени. Другими словами, филург призван
изучать действия Мирового Человека. Словарь в идеале должен
показать, как его простейшие действия соотносятся друг с другом,
как они, возможно, сочетаются в минимальные универсальные
ритуалемы и образуют более сложные ритуалы. Но прежде филургу
предстоит выяснить законы, по которым простейшие ритуальные
действия трансформируются, как одно действие переходит или не
переходит в другое, как затухает или притягивает другое –
возможно, наподобие фонетических и семантических законов.
Например, элементарное действие «перешагивать (через)», будучи
отличным от действия «наступать (на)» (и даже в известном смысле
противопоставленным ему), тем не менее в некоторых случаях близко
к нему и часто функционально с ним отождествляется (дает те же
последствия – обычно дурные). Однако когда перешагивает женщина,
момент перешагивания получает дополнительное значение из-за
могильных/порождающих свойств лона, оказывающегося над перешагиваемым объектом (русск.
накрыться, арм. способы лечения от бесплодия и др.); к
последнему действию в этом смысле приближается женский акт
мочеиспускания, ведущий к вредоносности мочи (необязательно
женской), и т.п. Так элементарные действия выстраиваются в
цепочку, группируются в пучки, порождают неожиданные родственные
группы.
Задуманный филургический словарь по многим признакам похож на
этимологический словарь, но в отличие от него часто начинает с
того, чту этимолог призван выявить. Часто, но не обязательно:
филург не стоит всегда в начале пути, ему доступны и природный и
культурный порядки триады с составляющими «мысль», «слово» и
«дело».
В филургическом словаре могут найти место и реалии, так или иначе
связанные с элементарными ритуалами, прямо или косвенно
являющиеся их следствием (ср. «моча, мочиться»). С этим связана
другая специфика словаря: в нем найдут место определенные
архетипы, которые будут иметь такое же отношение к архетипам в
смысле Юнга, как элементарные ритуальные действия – к ритуалам.
Ср. Symbolarium
(Словарь символов), задуманный П.Флоренским и А.Ларионовым,
ориентированный прежде всего на «простейшие» символы: были
подготовлены лишь Предисловие и статья «Точка»[3].
Вернемся к примеру, который мы приводили, – к созданию охранного
круга. Здесь мы дадим не словарную статью с подробными отсылками
и прочим аппаратом, а ее модель. Статья дана в общих чертах, с
использованием филургического набора из существующих
этнографических словарей и источников, но с возможностью ввести в
дальнейшем существенные дополнения, обусловленные применением
указанных выше законов.
ОЧЕРЧИВАТЬ ОКРУЖНОСТЬ, КРУГ.
Ритуальное действие, призванное 1. 1) оградить,
охранить находящееся внутри круга от воздействия извне. Человек
о.о. вокруг себя в опасном месте, в опасное время, во время
опасного занятия (путник, роженица, маг и т.п.). О.о. вокруг
дома, села, города, горы (национального символа), страны (см.
опахивать, огораживать, танцевать
(круговой танец)). Кто, как, чем о.о. Круг в основании
дома, храма, поселения. Окружность как важная активная часть
круга (круговой танец) и как часть внешней, опасной зоны
(приговор во время рус. девичьих гаданий на святки: «Бог – в
кругу, бес – по-за кругу» (Слав. древн. 3, с.12); см.
кружиться, граница).
Солидарность как побочный продукт образования круга (круговой
танец, праздник на круглой площади (Abrahamian
. Archaic Ritual and Theater).
2) Оградить, охранить находящееся вне круга от находящегося
внутри круга. Кто, как, чем, с какой целью. Примеры:
каббалистическая практика вызывания духов в магический круг,
кромлехи (защита от мертвецов). 2. 1)
Воздействие окружности на центр круга: «Воры сонного рукою
мертвеца (мертвою рукою) обводят, на мертвый сон» (Даль. Посл.,
с.937); движение слева направо – «по солнцу» и справа налево –
«против солнца» (Слав. древн. 3, с.11). 2) Радиальное воздействие
центра на окружность. На этом свойстве основаны все
обхождения вокруг святилищ, контекстуально
символических объектов («При муках роженицы обводят ее трижды
вокруг стола...») (Даль. Посл., с.378). 3) Корреляция
взаимовлияния центр – окружность: обратное направление сербского
поминального хороводного «танца для мертвых» (Слав. древн. 3,
с.11). 3. Создание особого пространства, через
которое осуществляется связь с иным миром (прорыв в иной мир)
(см. также 1.2), началом времен, будущим,
индивидуальным временем. Примеры: воссоздание Времени Сновидения
(см. сновидение) на церемониальной площадке
(австрал.); нагая повивальная бабка с новорожденным обходит
вокруг бани (против детского крика) (Даль. Посл., с.404) –
воссоздание момента рождения, новое рождение; трижды обегают
обнаженным вокруг своего дома (с целью забыть что-либо; узнать о
судьбе домашних)* (закарпат.) (Слав. древн. 3, с.11) (см. также
обнажаться) и др.
Круг. Восходит к кругу лица матери – первому
запечатлению у ребенка в возрасте 3-4 месяцев. В 3-4 года, после
экспериментирования с хаотическими линиями и фигурами, ребенок
вновь открывает для себя лицо матери – рисует первый круг
(Моррис. Гол. об., с.133-134, 145). По другому мнению
(В.Айрапетян) восходит к кругу груди матери** – первый круг
ребенка оказывается связанным с его первым инстинктивным
действием – сосанием материнской груди. Таким образом,
regessus ad faciem и regressus ad mammum вместо классического regressus ad uterum***. Тем не менее первый круг может
восходить к материнской утробе через воспоминание о первой,
«круглой», позе**** зародыша, ср. также вульву в виде круга с
вертикальным диаметром в эротических графических фантазиях
маленьких мальчиков.
Abrahamian. Archaic Ritual and Theater –
L.A.Abrahamian. Archaic Ritual and
Theater: From the Ceremonial Glade to the
Theater Square // Soviet
Anthropology & Archeology. Fall 1990, Vol.
29, No 2, p. 45-69.
Даль. Посл. – Пословицы русского народа. Сборник В.Даля. М.,
1957.
Моррис. Гол. об. – Д.Моррис. Голая обезьяна. СПб.,
2001.
Слав. древн. – Славянские древности. Этнолингвистический словарь
под
ред. Н.И.Толстого. Т.3. М., 2004.
* О судьбе каждого из домашних в будущем году нагой обегающий
узналт в канун Рождества, заглянув после ритуала в окно. Этот
ритуал объясняется через первый: в канун Рождества, как во время
иных пограничных ситуаций (ср. арм. Аманор, Амбарцум), время на
миг останавливается (см. останавливать(ся)),
прошедшее и будущее максимально сближены и смешаны. Поэтому нагой
обегающий, приобретший забвение прошлого, способен увидеть
будущее. (Обегание с целью забыть менее очевидно. Возможное
объяснение – в рамках символики нового рождения.)
** Утыкаясь даже в неправильный круг груди или вовсе далекую от
круга грудь палеолитических венер, ребенок утыкается в него,
уплощая вокруг лица неясно очерченный круг.
*** Regressus
ad mammum и ad uterum прообразуют архетип охранного круга
(изначальное нахождение в его безопасном пространстве), тогда как
regressus ad faciem предполагает особый механизм перенесения
себя в круг.
**** В данном случае начальная поза не предполагает предыдущего
действия – поза как результат предшествующих действий. Другими
словами, последующие подражания позе зародыша (например, в
похоронной обрядности) не опираются на предыдущие действия.
Однако утробную позу имеет смысл рассматривать как некое
доначальное действие («до-дело»), прообразующее последующие. Ср.
мандельштамовское «Быть может, прежде губ уже родился шепот, / И
в бездревесности кружилися листы, / И те, кому мы посвящаем опыт,
/ До опыта приобрели черты.» В случае с позой зародыша мы
находимся в том упомянутом выше состоянии филурга, который стоит
в начале человеческого (культурного) опыта и берет из
предшествующего природного состояния в культуру не просто
дочеловеческое элементарное действие (типа почесывания головы), а
априорно принимаемое природное состояние («до-дело»). В область
изучения филургии входит также «после-дело» – отказ от дела,
недеяние[4].
[1] См. о триаде, в том
числе о ее роли в этимологических изысканиях, в работах
В.Н.Топорова: К этимологии слав. myslь // Этимология. М., 1963,
с.5-13, и др.
[2] Различение двух триад
и название «филургия» предложил В. Айрапетян.
[3] Е.А.Некрасова.
Неосуществленный замысел 1920-х годов создания «Symbolarium’a» (Словаря символов) и его первый выпуск
«Точка» // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник, 1982.
Л-д. 1984, с.99-115.
[4] См.
Л.Абрамян. Беседы у дерева. М., 2005, no 76; о других делах и действиях см. по
указателю, под делать и дело.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|