Б. Малиновский
Магия, наука, религия
Малиновский Б. Магия, наука, религия. М., 1998. С.19-37.
1. ЧЕЛОВЕК ПРИМИТИВНОГО ОБЩЕСТВА И ЕГО РЕЛИГИЯ
Нет обществ, какими бы примитивными они ни были, без религии и
магии Но тут же следует добавить, что нет и диких племен, люди
которых были бы начисто лишены научного мышления и элементов
науки, хотя часто именно так о них судят В каждом примитивном*1
обществе, изучавшемся заслуживающими доверия и компетентными
наблюдателями, всегда обнаруживаются две четко различимые сферы,
Сакральное и Мирское (Профанное), другими словами, сфера Магии и
Религии и сфера Науки.
С одной стороны, имеются передаваемые из поколения в поколение
обряды и обычаи, к которым туземцы относятся как к священным,
выполняя их с благоговением и окружая запретами и особыми
правилами поведения. Такие обряды и обычаи всегда связаны с верой
в сверхъестественные силы, особенно - в магию, или с
представлениями о духах, привидениях, умерших предках, богах и
сверхъестественных созданиях С другой стороны, достаточно на
секунду задуматься, чтобы понять, что никакое искусство и
ремесло, какими бы примитивными они ни были, не могли бы
развиться или практиковаться, никакая форма организованной охоты,
рыбной ловли, возделывания земли или поиска пищи не была бы
возможна без внимательного наблюдения за природными процессами и
без твердого убеждения в их регулярности, без способности к
логическому суждению и без уверенности в силе разума, то есть без
зачатков науки.
Заслуга основания антропологического подхода в изучении
религии принадлежит Эдуарду Б. Тайлору. В своей известной теории
он утверждает, что сущностью примитивной религии является
анимизм, вера в души и духов; он показывает, как эта вера
зарождалась из ошибочной, но последовательной интерпретации
сновидений, видений и тому подобных явлений. Размышляя о них,
примитивный философ или теолог приходил к заключению о различии
между человеческой душой и телом. Душа, очевидно, продолжает свое
существование после смерти, так как она предстает в сновидениях,
является оставшимся в живых в воспоминаниях и видениях и явно
влияет на человеческие судьбы. Так зародилась вера в привидения и
души умерших, в бессмертие и потусторонний мир. Но человек
вообще, и каждый человек в частности, склонен представлять
внешний мир по своему образу и подобию. А значит, раз животные
действуют, так или иначе ведут себя, помогают человеку или мешают
ему, растения изменяются, а предметы могут быть перемещены -все
они также должны быть наделены душой или духом. Таким образом,
анимизм, философия и религия примитивного человека, был построен
на наблюдениях и умозаключениях, ошибочных, но понятных для
незрелого и наивного ума.
Взгляды Тайлора на примитивную религию, хотя и сыграли
немаловажную роль, основывались на слишком узком круге фактов и
представляли первобытного человека слишком умозрительным и
рациональным. Недавние полевые исследования, проведенные
специалистами, показывают нам, что дикаря скорее занимают его
улов, урожай плодов, события и празднества его племени, чем
размышления над сновидениями и видениями или же объяснение
"двойников" и каталептических трансов; нам также раскрылось
множество аспектов ранней религии, которым просто невозможно
найти место в Тайлоровой схеме анимизма.
Более широкий и глубокий взгляд современной антропологии нашел
самое адекватное выражение во вдохновенных научных трудах сэра
Джеймса Фрэзера. В них он выделяет три основные проблемы
примитивной религии, которые волнуют современную антропологию:
магия и ее соотношение с религией и наукой; тотемизм и социальные
аспекты ранних верований; культ плодородия и размножения. Лучше
всего рассмотреть эти темы поочередно.
"Золотая ветвь" Фрэзера, великий катехизис примитивной магии,
ясно показывает, что анимизм не является ни единственным, ни даже
господствующим религиозным представлением в примитивных
культурах. Человек на ранней стадии своей истории прежде всего
стремится обрести контроль над течением естественных процессов,
исходя из своих практических целей, и делает он это
непосредственно через ритуал и заклинание, пытаясь заставить
ветер и погодные условия, животных и урожай подчиняться его воле.
Лишь много позднее, обнаружив ограниченность своего магического
могущества, он в страхе или в надежде, с мольбой или вызовом
обращается к высшим созданиям, то есть к демонам, духам предков
или богам. Именно в различии между стремлением к
непосредственному контролю, с одной стороны, и умилостивлением
высших сил - с другой, Джеймс Фрэзер видит грань между магией и
религией. Магия, основанная на уверенности человека в том, что он
обретет прямое господство над природой, если только будет знать
управляющие ею магические законы, в этом аспекте сродни науке.
Религия, признание пределов человеческих возможностей, поднимает
человека над уровнем магии и позднее сохраняет свою
независимость, существуя бок о бок с наукой, перед которой магии
приходится отступить.
Эта теория магии и религии явилась исходным пунктом множества
современных исследований этих двух тем-близнецов. Проф Пройсс в
Германии, д-р Маретт в Англии и г-н Убер и г-н Мосс во Франции
независимо друг от друга сформулировали определенные положения,
отчасти идущие вразрез со взглядами Фрэзера, отчасти
развивающиеся в одном ключе с направлением его научных изысканий.
Эти авторы указывают на то, что, несмотря на все свое сходство,
наука и магия все же радикально отличаются друг от друга. Наука
рождается из опыта, а магия создается традицией. Наука
руководствуется разумом и корректируется наблюдением, магия же,
не воспринимая ни того, ни другого, существует в атмосфере
мистицизма. Наука открыта для всех, она - общее благо всего
общества, магия же оккультна, ей обучают посредством таинственных
инициаций, она передается по наследственной линии или же, по
крайней мере, очень избирательно. В то время как наука основана
на концепции естественных сил, магия зарождается из идеи некой
мистической безличной силы, в которую верит большинство
примитивных народов. Представление об этой силе, называемой у
меланезийцев мана, у некоторых австралийских племен арангквилтха,
у различных групп американских индейцев маниту, варан, оренда и
безымянной у других народов, тем не менее является почти
универсальной идеей, встречающейся везде, где процветает магия.
Согласно только что упомянутым авторам, для большинства
примитивных народов и в целом для низших стадий дикости
характерна вера в сверхъестественную безличную силу, движущую
всеми теми силами, которые имеют какое-либо значение для дикаря,
и являющуюся причиной всех действительно важных событий в сфере
сакрального. Таким образом, мана, а не анимизм определяет
"минимум религии". Это "до-анимистическая религия", и мана ее
сущность как сущность магии, которая поэтому радикально
отличается от науки.
Однако остается вопрос, что же такое мана, эта безличная сила
магии, которая предположительно господствует во всех формах
ранних верований? Является ли она фундаментальным представлением,
категорией, обусловленной природой примитивного разума, или же ее
можно объяснить еще более простыми и более фундаментальными
элементами человеческой психологии и той действительности, в
которой существует примитивный человек? Наиболее оригинальный и
важный вклад в изучение этих проблем сделал проф. Дюркгейм, и это
касается еще одной темы, открытой Джеймсом Фрэзером, - тотемизма
и социальных аспектов религии.
Согласно классическому определению Фрэзера, тотемизм означает
"предполагаемую близкую связь между группой кровных
родственников, с одной стороны, и каким-то видом природных или
искусственных объектов, с другой стороны, каковые объекты
называются тотемами данной группы людей". Таким образом, тотемизм
имеет два аспекта: это способ социального группирования и
религиозная система верований и обычаев. Как религия он выражает
интересы примитивного человека в его среде обитания, желание
заявить о своем родстве с наиболее важными объектами и стремление
иметь власть над ними: прежде всего это виды животных или
растений, реже - полезные неодушевленные предметы и совсем редко
- вещи, созданные руками человека. Как правило, животные и
растения, могущие служить основным предметом питания или, по
крайней мере, животные, мясо которых употребляется в пищу,
животные, которые как-то иначе используются в хозяйстве или
просто содержаться для удовольствия, пользуются особой формой
"тотемического почитания" и являются табу для членов клана,
ассоциирующих себя с этими видами и нередко практикующих обряды и
ритуалы, направленные на приумножение этих видов. Социальный
аспект тотемизма состоит в подразделении племени на меньшие
группы, называемые в антропологии кланами, генсами, сибами или
фратриями.
Следовательно, в тотемизме мы видим не результат размышлений
раннего человека о таинственных явлениях, а сочетание сугубо
утилитарного беспокойства по поводу самых необходимых объектов
своего окружения и некоторой одержимости теми из них, что
поражают его воображение и привлекают его внимание, вроде
красивых птиц, рептилий и представляющих опасность животных. С
нашим знанием того, что можно назвать тотемической установкой,
примитивная религия представляется нам как стоящая куда ближе к
действительности и непосредственным практическим жизненным
интересам дикаря, чем предполагает ее "анимистический" аспект,
выделяемый Тайлором и другими ранними антропологами.
Своей, казалось бы, странной связью со сложной формой
социальной организации, - я имею в виду систему кланов - тотемизм
преподал антропологии еще один урок: он раскрыл значение
социального аспекта во всех ранних формах культа. Дикарь зависит
от группы, с которой находится в непосредственном контакте, как в
силу практического сотрудничества, так и благодаря общности
склада ума и вообще душевного склада, менталитета, причем зависит
значительно сильнее, чем человек цивилизованный. Так как ранний
культ и ритуал - что можно видеть в тотемизме, магии и многих
других обычаях - близко связаны и с практическими заботами, и с
духовными запросами, то между социальной организацией и
религиозной верой должна существовать столь же близкая связь. Это
понимал еще пионер религиозной антропологии Робертсон-Смит,
полагавший, что примитивная религия "по своей сущности была
скорее делом общины, чем индивидов"; этот принцип и стал
лейтмотивом современных исследований. Согласно Дюркгейму, который
наиболее убедительно выразил эту точку зрения, "религиозное"
тождественно "социальному". Ибо "в целом... общество имеет все
необходимое, для того чтобы вызвать в наших умах одной лишь своей
властью, которую оно имеет над нами, чувство Божественного; ибо
для его членов оно является тем, чем Бог является для его
почитателей". Проф. Дюркгейм приходит к этому заключению, изучая
тотемизм, который, по его мнению, является самой примитивной
формой религии. По его мысли, "тотемический принцип", который
тождественен мане или "Богу клана... не может быть не чем иным,
как самим кланом".
Позднее мы критически рассмотрим эти несколько странные и
туманные заключения и увидим зерно истины, которое они,
несомненно, содержат, и то, каким плодотворным оно может быть. В
действительности оно уже дало всходы, оказав свое влияние на
некоторые самые важные работы, написанные на стыке классического
гуманитарного знания и антропологии; достаточно вспомнить работы
мисс Джейн Харрисон и Корнфорда.
Третьей большой темой, привнесенной в науку о религии сэром
Джеймсом Фрэзером, является тема культов размножения и
плодородия. В "Золотой ветви", начиная со страшного и
таинственного ритуала в честь лесных богов у неми, перед нами
раскрывается поразительное разнообразие магических и религиозных
культов, придуманных человеком для того, чтобы контролировать и
активизировать влияния неба и зеи, солнца и дождя, способствующие
плодородию; такое впечатление, что ранняя религия преисполнена
неукротимыми силами жизни, в ее юной красоте и первозданности,
безудержности и такой неистовой мощи, что это иной раз приводит к
актам самоубийственного жертвоприношения. Изучение "Золотой
ветви" показывает нам, что для примитивного человека смерть
означает главным образом шаг к воскресению, разложение - стадию
возрождения, осеняя зрелость и зимнее увядание - прелюдию к
весеннему пробуждению. Под впечатлением фрэзеровской "Золотой
ветви" ряд авторов зачастую с еще большей точностью и более
полным анализом, чем у самого Фрэзера, разработали то, что я бы
назвал виталистическим взглядом на религию. Так, г-н Кроули в
работе "Древо жизни", г-н Ван Геннеп в "Обрядах перехода" и мисс
Джейн Харрисон в нескольких своих работах приводят аргументы в
пользу того, что вера и культ порождены кризисами жизненного
цикла, "религия главным образом сосредоточена вокруг основных
событий жизни, рождения, вступления в пору юности,
бракосочетания, смерти" . Обострение инстинктивных стремлений,
сильные эмоциональные переживания приводят тем или иным образом к
культу и вере. "Как искусство, так и религия зарождаются от
неудовлетворенного желания". Насколько истинны эти, не вполне
однозначные утверждения и насколько грешат преувеличением, мы
сможем оценить позднее.
Существует еще два исследования, внесших весомые вклады в
теорию примитивной религии, о которых я хочу упомянуть здесь лишь
потому, что их идеи остались несколько в стороне от основного
русла интересов антропологии. Они касаются примитивных
представлений о едином боге и места морали в примитивной религии.
Удивительно, что ими с самого начала и до сих пор продолжают
пренебрегать. Разве не должны быть эти вопросы самыми насущными
для любого, кто изучает религию, в какой бы грубой и зачаточной
не была ее форма? Возможно, это объясняется предвзятой идеей, что
"начала" должны быть очень грубыми и простыми - в отличие от
"развитых форм"; или же представлением, что "дикий", или
"примитивный" человек является диким и примитивным в буквальном
смысле!
В свое время Эндрю Лэнг писал о существовании у некоторых
австралийских туземцев веры в племенного Всеотца, а преп. отец
Вильгельм Шмидт привел немало свидетельств, доказывающих, что эта
вера является универсальной для всех народов простейших культур и
что ее нельзя отбросить как ничего не значащий фрагмент мифологии
и еще в меньшей степени - как отголосок миссионерских проповедей.
Согласно Шмидту, эти верования скорее указывают на существование
простых и чистых форм раннего монотеизма.
Проблема морали как функции религии на ранних стадиях ее
развития также оставалась в стороне до тех пор, пока не была
всесторонне рассмотрена не только в работах Шмидта, но также
особенно обстоятельно в имеющих выдающее значение работах проф.
Вестермарка "Происхождение и развитие моральных идей" и проф.
Хобхауса "Мораль в ее эволюции".
Вывести общую тенденцию антропологических исследований по
нашей теме не так легко. В целом развиваются все более гибкие и
разносторонние подходы к религии. Тайлору приходилось опровергать
заблуждение, что существуют примитивные народы без религии.
Сегодня же мы несколько озадачены открытием того, что для дикаря
все сущее оказывается религией, что он постоянно живет в мире
мистики и ритуала. Если религия охватывает как "жизнь", так и
"смерть", если она является результатом всех "коллективных"
действий и всех "жизненных кризисов", если она вмещает в себя всю
"теорию" дикаря и все его "практические заботы", то мы не без
известной осторожности вынуждены спросить: что же остается вне
ее, что образует сферу "мирского" (профанного) в жизни
примитивного общества? В этом состоит первая проблема, в изучение
которой современная антропология, с ее подчас противоречивыми
теориями, внесла некоторую путаницу, что видно даже из краткого
обзора, представленного выше. В следующем разделе мы попытаемся
вложить свою лепту в её обсуждение.
Примитивная религия, как она предстает в современной
антропологии, охватывает множество самых разнородных вещей.
Будучи в начале сведена анимизмом к представлениям о сакральных
образах духов предков, душ и духов мертвых (исключением были лишь
немногочисленные фетиши), она постепенно принимает в свое лоно
тонкую, подвижную, вездесущую ману. Далее, вбирая в себя
тотемизм, она подобно Ноеву ковчегу, наполняется животными, но не
парами, а целыми родами и видами, к которым присоединяются
растения, неодушевленные природные объекты и даже созданные
руками человека вещи; затем приходит черед человеческой
деятельности и забот, появляется гигантский призрак Коллективной
Души, Обожествленного Общества. Можно ли как-то упорядочить или
систематизировать это смешение внешне не связанных друг с другом
объектов поклонения и принципов веры? Этим вопросом мы займемся в
третьем разделе.
Но одно достижение современной антропологии мы не будем
подвергать сомнению: осознание того, что и магия и религия - это
не просто доктрины или философии, не просто системы умственных
воззрений, а особые типы поведения, прагматические установки,
построенные в равной мере на здравом смысле, чувстве и воле. Это
и образ действия, и системы верований, и социальные феномены, и
личные переживания. Но при этом точное соотношение социального и
индивидуального вкладов в религию остается неясным, о чем
свидетельствуют примеры переоценки антропологами и того и
другого. Неясно и каково соотношение эмоций и разума. Все эти
вопросы предстоит решать антропологии будущего, а в этой короткой
работе мы можем лишь попытаться предположительно ответить на них
и наметить направления анализа.
II. РАЦИОНАЛЬНОЕ ОВЛАДЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Проблема развития знания в примитивной культуре до сих пор по
преимуществу игнорировалась антропологами. Изучение психологии
дикаря ограничивалось почти исключительно ранней религией, магией
и мифологией. Лишь последние публикации ряда английских, немецких
и французских авторов, в частности блестящие и бесстрашные
спекуляции проф Леви-Брюля, пробудили у ученых интерес к тому,
что делают дикари, пребывая в более трезвом состоянии духа.
Результаты оказались действительно поразительными: Леви-Брюль,
если говорить в двух словах, утверждает, что трезвое состояние
духа вообще не было свойственно дикарю, что он был полностью и
безнадежно погружен в мистические настроения. Неспособный к
бесстрастному и последовательному наблюдению, не обладающий силой
абстракции, скованный "решительным отвращением к
рационализированию" он не мог воспользоваться плодами своего
опыта и сформулировать или понять даже самые элементарные законы
природы. "Для ума, ориентированного таким образом, не существует
чисто физического факта". Недоступно ему и ясное представление о
сущности и признаках, причине и следствии, тождестве и
противоречии. Мировоззрение дикарей - это путаница предрассудков
и суеверий, "дологическая" смесь мистических "сопричастностей"
("партиципаций") и "несопричастностей". Я обобщил здесь точку
зрения, самым решительным и компетентным выразителем которой,
безусловно, является выдающийся французский социолог, но ее
разделяет еще целый ряд известных антропологов и философов.
Однако звучали и диссонирующие голоса. Когда антрополог -
ученый такого масштаба, как проф. Дж Л. Майрес, - помещает в
"Notes and Queries"*2 статью под заглавием "Естествознание", и
там мы читаем, что знания дикаря, основанные на наблюдениях,
отчетливы и точны", нам, конечно, следует задуматься, прежде чем
принимать представление об иррациональности человека примитивной
культуры как догму. Другой высококомпетентный автор, д-р
А.А.Гольденвейзер, говоря об "открытиях, изобретениях и
усовершенствованиях" примитивного мира (которые едва ли можно
отнести на счет доэмпирического и дологического мышления),
утверждает, что "было бы немудро отводить механику примитивного
общества сугубо пассивную роль в создании изобретений. Немало
счастливых мыслей, должно быть, мелькало в его голове, не был ему
чужд и трепет восторга, возникающий, когда идея оказывается
эффективной на практике". Здесь мы видим дикаря, по складу своего
ума вполне сопоставимого с современным человеком науки!
Для того, чтобы перекинуть мост через пропасть, лежащую между
столь крайними, но распространенными мнениями о разуме человека
примитивной культуры, лучше всего разделить проблему надвое.
Первое: обладал ли дикарь каким-либо рациональным
мировоззрением, какой-либо рациональной властью над окружающей
средой, или же он был совершенным "мистиком", как утверждают
Леви-Брюль и его школа? Ответом определенно будет: каждое
примитивное общество владеет значительным запасом знаний,
основанных на опыте и систематизированных разумом.
Далее встает второй вопрос: можно ли эти примитивные знания
рассматривать как зачаточную форму науки, или же они, напротив,
радикально отличаются от нее и являются простой совокупностью
практических и технических навыков, основанных на опыте и
мастерстве, и не имеют никакой теоретической ценности? Этого
второго вопроса, скорее эпистемологического, чем
антропологического, мы лишь слегка коснемся в конце раздела и
дадим на него лишь предположительный ответ.
Рассматривая первый вопрос, мы должны проанализировать так
называемую "профанную" (светскую) сторону жизни, искусства,
ремесел и хозяйственных занятий и попытаться выделить в них тип
поведения, определенно свободный от магии и религии, основанный
на эмпирических знаниях и способности руководствоваться логикой.
Мы попытаемся выяснить, не обусловлен ли характер такого
поведения передаваемыми из поколения в поколение правилами,
которые должны быть известны каждому, доступны для обсуждения и
проверяемы. Нам следует выяснить отличаются ли социальные
контексты рационального и эмпирического поведения от контекстов
ритуального и культового поведения. И прежде всего мы должны
будем найти ответ на вопрос: разделяют ли сами туземцы две эти
сферы, воспринимают ли их как самостоятельные, или же знания у
них неизменно тонут в болоте суеверий, ритуалов, магии и
религии?
Так как достоверных наблюдений, отвечающих нашим задачам,
крайне мало, мне придется в основном использовать собственные, в
большинстве своем не опубликованные материалы, собранные в
течение двухлетних полевых работ среди меланезийских и
папуа-меланезийских племен восточной части Новой Гвинеи и
близлежащих архипелагов. И так как меланезийцы известны своей
одержимостью магией, они послужат хорошей пробой на существование
эмпирических и рациональных знаний у дикарей, живущих в веке
шлифованного камня.
Эти туземцы, главным образом меланезийцы, населяющие
коралловые атоллы к северо-востоку от главного острова -
Тробрианский архипелаг и прилегающие группы островов, - являются
опытными рыболовами, искусными ремесленниками и торговцами, но
обеспечивают себе пропитание в основном примитивным земледелием.
С помощью самых элементарных инструментов - заостренной палки для
копания земли и небольшого топорика - они умудряются выращивать
урожаи, достаточные для поддержания многочисленного населения и
даже дающие излишек, который прежде никак не использовался и
просто сгнивал, а сейчас вывозится для питания работающих на
плантациях. Успехи их земледелия определяются (помимо
великолепных природных условий, которыми они благословлены)
обширными знаниями о типах почвы, об особенностях культивируемых
растений, о совместимости этих двух факторов и - последнее, но не
менее важное - пониманием значения кропотливого и тяжелого труда.
Им приходится выбирать почву и высаживаемые корнеплоды,
определять время для расчистки участка и выжигания леса, для
посадок и прополки, опробования всходов и т.п. Во всем этом они
руководствуются прекрасными знаниями о колебаниях погоды и о
смене времен года, о растениях и вредителях, почве и зарытых в
нее клубнях и корневищах, а также убеждением, что эти знания
верны и надежны, что на них можно положиться и что им необходимо
тщательно следовать.
Впрочем, вся эта деятельность перемежается магией, целый ряд
обрядов выполняется на огородах каждый год в строгих
последовательности и порядке. Поскольку руководство
земледельческими работами находится в руках знахаря, а ритуальная
и практическая деятельность тесно связаны, постольку при
поверхностном наблюдении может показаться, что мистическое и
рациональное поведение так переплетены, что их результаты не
дифференцируются туземцами, поэтому их невозможно разграничить и
при научном анализе. Так ли это на самом деле?
Несомненно, туземцы считают, что магия абсолютно необходима
для плодородия их огородов. Что бы произошло без нее, никто не
может точно сказать, ибо ни один огород никогда не закладывался
без ритуала, несмотря на почти тридцатилетнее европейское
правление, миссионерскую деятельность и более чем столетний
контакт с белыми торговцами. Не освященный, заложенный без магии
огород, вне всякого сомнения, будет подвержен разного рода
напастям, нашествиям паразитов, проливным не по сезону дождям,
набегам диких кабанов, налетам саранчи и т.п. Однако означает ли
это, что все свои успехи туземцы приписывают исключительно магии?
Конечно же нет. Если бы вы предложили туземцу ухаживать за
огородом при помощи одной только магии, оставив работу, то он
просто улыбнулся бы в ответ на вашу наивность. Ему так же хорошо,
как и вам, известно о существовании естественных предпосылок и
причин, и по своим наблюдениям он знает, что приложив умственные
и физические усилия, он может управлять этими природными силами.
Его познания, несомненно, ограниченны, но в определенных пределах
они тверды и противостоят мистицизму. Если поломается ограда,
если испортятся, высохнут или будут смыты дождями посадки, он
прибегнет не к магии, а к работе, руководствуясь своими знаниями
и умом. Однако, вместе с тем, его опыт также говорит ему, что,
несмотря на всю его предусмотрительность и вне зависимости от
всех его усилий, существуют факторы и силы, которые в один год
даруют необычайное, не объяснимое вложенным трудом плодородие, и
тогда все идет замечательно, дождь льет и солнце светит в нужное
время, вредители не донимают и урожай изобилен сверх меры; а на
другой год те же самые силы приносят одни несчастья и преследуют
его неотвязно, сводя на нет весь напряженный труд и самые
проверенные знания. И для контроля над этими, и только этими,
влияниями он обращается к магии.
Таким образом, существует четкое разделение: с одной стороны,
имеется набор хорошо известных условий, естественный процесс
роста урожая, а также обычные вредители и опасности, с которыми
необходимо бороться, строя ограждения и занимаясь прополкой. С
другой стороны, имеется сфера действия необъяснимых и
непредсказуемых неблагоприятных влияний, равно как и великих и
ничем не заслуженных благотворных обстоятельств, которые порой
непонятно почему счастливо стекаются вместе. И если с проблемами
первого порядка пытаются справиться при помощи знаний и труда, то
с проблемами второго - посредством магии.
Эту линию разделения можно обнаружить и в социальном контексте
труда и ритуала. Хотя, как правило, знахарь, владеющий
земледельческой магией, руководит также и практической
деятельностью земледельцев, эти две функции строго разделяются.
Каждый магический ритуал имеет свое название, свое время и место,
соответствующие плану работ, и четко выделяется на фоне
повседневной деятельности. Некоторые из ритуалов очень
торжественны; на них должна присутствовать вся община, и любой
такой ритуал проводится публично, т. е. всегда известно, когда он
состоится, и любой человек может присутствовать на нем. Обряды
устраиваются на особых площадках в пределах обрабатываемого
участка, в специальном углу такой площадки. По такому случаю на
земледельческие работы всегда налагается запрет, иногда - только
на время проведения ритуала, иногда - на день или на два. В своей
мирской роли лидер, он же знахарь, руководит работами, определяет
время их начала, подгоняет и напутствует ленивых или небрежных
работников. Но эти две роли никогда не накладываются друг на
друга и не смешиваются: они всегда четко различаются, и любой
туземец без колебания может сказать вам, выступает ли человек в
данный момент в роли знахаря или в роли руководителя
земледельческих работ.
То, что было сказано относительно обработки земли,
соответствует любому другому из множества видов деятельности, в
которых работа и магия идут рука об руку и никогда не
смешиваются. Так, при изготовлении каноэ эмпирические знания о
материале, технологии и определенных принципах устойчивости и
гидродинамики используются наряду и в тесной связи с магией, но
все же одно не путают с другим.
Например, меланезийцы прекрасно понимают, что чем дальше от
долбленки расположен аутригер (балансир), тем выше ее
устойчивость, но тем меньше прочность конструкции. Они могут
четко объяснить, почему это расстояние должно быть определенной
традиционной величины, измеряемой в долях длины долбленки. Они
также могут объяснить с помощью элементарных, но несомненно
технических терминов, как им необходимо поступить при внезапном
сильном ветре, почему балансир всегда должен находиться с
наветренной стороны, почему один тип каноэ может лавировать
против ветра, а другой - нет. В сущности, они имеют целую систему
принципов мореплавания, выражающуюся в сложной и богатой
терминологии и передаваемую из поколения в поколение; они следуют
ей так же разумно и неуклонно, как наши моряки придерживаются
современной науки. Разве иначе они могли бы плавать на своих
утлых суденышках в чрезвычайно опасных условиях?
Но даже со всеми их методично используемыми систематическими
знаниями они все же остаются во власти мощных приливов и
непредсказуемых течений, внезапных штормов в сезон муссонов и
неведомых рифов. И здесь вступает в силу магия, к которой
прибегают во время построения каноэ, отправляясь в плавание,
находясь в открытом море и, конечно же, в моменты реальной
опасности. Если современный моряк, вооруженный наукой и разумом,
обеспеченный всевозможными средствами безопасности, плавающий на
пароходах со стальным корпусом, - если даже он необычайно склонен
к суеверию, что отнюдь не умаляет его знаний и разума и совсем не
делает его мышление дологическим, - разве можем мы удивляться
тому, что его дикий коллега в куда более рискованных условиях
цепляется за безопасность и поддержку, которые сулит ему
магия?
Очень интересным и имеющим решающее значение примером является
рыбная ловля на Тробрианских островах и присущая ей магия. В то
время как в деревнях, расположенных по берегам внутренней лагуны,
рыбная ловля осуществляется легким и абсолютно безопасным
способом - глушенном рыбы ядом, обеспечивающим богатый улов без
всякого риска и неожиданностей, - на морском побережье
практикуются более опасные методы рыбной ловли, в том числе
такие, результат которых в значительной степени зависит от того,
появятся ли в местах ловли рыбные косяки или нет. В высшей
степени примечательно, что для рыбной ловли в лагуне, где человек
может полностью полагаться на свои знания и умения, магии не
существует, в то время как для рыбной ловли в открытом море,
рискованной и непредсказуемой, существуют подробно разработанные
магические ритуалы, призванные обезопасить ловцов и обеспечить
хороший улов.
Точно так. же туземцы знают, что в боевых действиях решающую
роль играют сила, отвага и ловкость. Однако здесь они тоже
практикуют магию, чтобы совладать с элементами случайности и
злого рока.
Нигде дуализм естественных и сверхъестественных причин не
разделен столь тонкой и запутанной и тем не менее, если ее
тщательно проследить, столь отчетливой, определяющей и путеводной
линией, как в поистине роковых силах человеческой судьбы:
здоровья и смерти. Здоровье для меланезийцев означает
естественный порядок вещей, и человеческое тело должно оставаться
в прекрасном состоянии, если с ним не обращаться легкомысленно.
Туземцам хорошо известно, что существуют естественные факторы,
которые могут воздействовать на здоровье и приносить вред телу.
Хорошо известно, что естественной причиной увечий и даже смерти
может быть отравление, рана, ожог, падение. Пути в потусторонний
мир для тех, кто умер от колдовства, и для тех, кто встретил
естественную смерть, неодинаковы. И это отнюдь не вопрос личного
мнения того или иного индивида, а представление, лежащее в основе
передаваемых из поколения в поколение знаний и верований. Опять
же общепризнанно, что холод, жара, перенапряжение, слишком долгое
пребывание на солнце, переедание могут повести к недомоганиям,
которые лечатся естественными средствами вроде массажа, парного
эффекта, прогревания у костра и определенных снадобий. Известно,
что старение приводит к физическому угасанию, и туземцы объясняют
это так: старые люди постепенно теряют силы, пищевод у них
закрывается, и поэтому они умирают.
Но кроме этих естественных причин существует еще огромная
сфера колдовства, и куда больше недугов и смертельных случаев
приписывается именно ему. Линия разграничения между колдовством и
другими причинами и в теории, и, чаще всего, на практике довольно
отчетлива, но следует учесть, что это вопрос, в котором
определенную роль всегда играет личная перспектива человека. Чем
ближе данный конкретный случай касается человека, который дает
ему оценку, тем менее "естественным" и более "магическим" он
оказывается. Так, очень старый человек, чья приближающаяся смерть
другими членами общины воспринимается как нечто естественное, сам
станет всячески опасаться колдовства, стараясь не думать о своей
естественной участи. Больной человек может усматривать причину
своей болезни в колдовстве, тогда как все вокруг будут говорить о
чрезмерном количестве орехов бетеля*3, обжорстве или каких-либо
иных излишествах.
Но кто же из нас готов признать, что его собственные
физические недуги и неизбежная смерть - сугубо естественные
явления, всего лишь мизерные звенья в бесконечной цепи событий?
Для самых рациональных из цивилизованных людей здоровье и
болезнь, неотвратимость смерти, - все это окутано эмоциональным
туманом, который только сгущается по мере приближения роковых
событий. Просто поразительно, что "дикари" могут придерживаться
столь трезвого и бесстрастного взгляда на эти вещи, каким они в
действительности обладают.
Таким образом, в своем отношении к судьбе и природе, стремится
ли он подчинить их себе или противостоять им, человек примитивной
культуры признает существование как естественных, так и
сверхъестественных сил и факторов и пытается использовать и те и
другие в своих интересах. И даже когда он на опыте убеждается,
что усилия, направляемые знанием, приносят пользу, он все же не
станет, конечно же, ни тратить усилия понапрасну, ни игнорировать
магию. Он знает, что растение не может расти только лишь
благодаря магии, что каноэ не поплывет, не будучи надлежащим
образом сконструировано и должным образом управляемо, и что
победа в поединке невозможна без мастерства и отваги. Он никогда
не полагается на одну лишь магию, напротив, иногда он совершенно
расстается с ней, как, скажем, при разжигании огня и в ряде
других занятий и ремесел. Но там, где человек видит
недостаточность своих знаний и своего рационального подхода, он
обращается к магии.
Я указал причины, почему в этом вопросе я вынужден полагаться
главным образом на материал, собранный в классической стране
магии, в Меланезии. Но обсуждаемые факты настолько
фундаментальны, а заключения имеют такой общий характер, что не
составит труда проверить их с помощью любого современного,
тщательно проведенного этнографического исследования. Сравнивая
земледельческие работы и магию, постройку каноэ и искусство
исцеления с помощью магии и естественных средств, представления о
причинах смерти в различных районах и т.п., можно было бы легко
доказать универсальную значимость сделанных здесь утверждений.
Только по той причине, что никаких методичных наблюдений,
специально направленных на изучение примитивных знаний, не
проводилось, в работах других авторов необходимые данные пришлось
бы выискивать по крупинками, а доказательства могли бы быть лишь
косвенными.
Я предпочитаю подходить к проблеме рациональных знаний
человека примитивного мира прямо: наблюдая за ним во время его
основных занятий, видя, как он от работы переходит к магии и от
магии к работе, вникая в его настроения и прислушиваясь к его
высказываниям. К решению этой проблемы в целом можно было бы
подступиться со стороны языка, но это завело бы нас слишком
далеко в сферу логики, семасиологии, теории примитивных языков.
Слова, которые служат для выражения общих понятий, таких как
"существование", "сущность" и "свойство", "причина" и
"следствие", "главное" и "второстепенное"; слова и
словосочетания, употребляемые в ходе таких сложных занятий, как
мореплавание, строительство, измерение и выверка; цифры и
количественные определения; точные и подробные классификации
природных явлений, растений и животных - все это привело бы нас к
тем же выводам: человек примитивной культуры может наблюдать и
размышлять, он обладает воплощенной в его языке системой
согласованных, хотя и рудиментарных, знаний.
К подобным же заключениям приводит и изучение тех ментальных
схем и физических изобретений, которые могут быть представлены в
виде диаграмм или формул. Способы определения сторон света,
объединение звезд в созвездия, соотнесение их расположения на
небосводе с временами года, разделение года на поименованные
месяцы и выделение лунных фаз - все эти достижения человеческого
разума известны самым простейшим из дикарей. Они также могут
рисовать на песке или земле диаграммы-карты своей местности,
обозначать взаимное расположение природных объектов при помощи
небольших камешков, раковин или палочек, размещая их на земле, и
планировать по таким элементарным схемам свои экспедиции или
военные походы. Согласовывая время и место, они могут
организовывать многолюдные племенные собрания и координировать
перемещения больших количеств людей на обширных территориях.
Хорошо известно и представляется почти универсальным
использование листьев, засечек на деревяшках и других
вспомогательных средств для запоминания. Такие "диаграммы"
позволяют сложную и необъятную часть реальности свести к простой
и удобной модели, дают человеку сравнительно простые средства
мысленного контроля над этой реальностью. Разве они в этом
качестве не подобны - хотя, несомненно, и в очень рудиментарной
форме - научным формулам и "моделям", которые также представляют
собой простые и доступные "парафразы" сложной или абстрактной
реальности, дающие цивилизованному физику мысленный контроль над
ней?
Это подводит нас ко второму вопросу: можем ли мы рассматривать
примитивные знания, которые, как мы обнаружили, являются и
эмпирическими, и рациональными, в качестве зачаточной стадии
науки, или они вообще не имеют отношения к ней? Если под наукой
понимать систему понятий и законов, которые основаны на опыте и
выведены из него путем логических умозаключений, которые находят
воплощение в материальных достижениях, существуют в фиксированном
традицией оформлении и поддерживаются определенного рода
социальной организацией - тогда нет никакого сомнения, что даже
сообщества дикарей, стоящие на низшей стадии развития, имеют
начала науки, хотя и рудиментарные.
Эпистемологи, конечно же, не будут удовлетворены таким
"минимальным определением" науки, ибо его можно применить и к
правилам какого-либо искусства или ремесла. Они будут утверждать,
что научные истины должны быть четко сформулированы, открыты для
проверки экспериментом и для критического анализа. Это должны
быть не просто правила, дающие руководство к действию, но
теоретические законы познания. Однако даже если принять такой
более строгий подход, можно не сомневаться, что многие из
принципов познания дикарей являются научными именно в этом
смысле. Туземный плотник не только на практике знает о
плавучести, действии рычага и равновесии, он не только должен
следовать этим законам на воде, он не только учитывает эти
принципы при построении каноэ. Он еще и обучает им своих
помощников. Он передает им традиционные правила, и грубым,
простейшим способом - используя свои руки, куски дерева и
ограниченный технический словарный запас - объясняет некоторые
общие законы гидродинамики и равновесия. Наука здесь не отделена
от ремесла, что безусловно верно, она лишь служит средством
достижения конкретных целей, она рудиментарна, примитивна и слабо
выражена, но вместе с тем она является матрицей, из которой могут
развиться более высокие достижения.
Если мы все же применим еще один критерий подлинной науки - не
обусловленный утилитарными нуждами поиск знаний и понимания
причин и следствий - то и тогда ответ не будет совершенно
отрицательным. В обществе дикарей, конечно же, не культивируется
жажда знаний. Различные новшества, вроде предметов европейской
культуры, вызывают у них откровенную скуку, и их интересы
определяются главным образом традиционным миром их культуры. Но в
этом мире мы находим и страстного любителя старины,
интересующегося мифами, легендами, деталями обычаев, родословными
и событиями древности, и терпеливого и усердного в своих
наблюдениях натуралиста, способного делать обобщения и объединять
в длинные цепи события из жизни животных, обитателей моря и
джунглей. Чтобы оценить этот бескорыстный интерес к природе,
достаточно вспомнить, сколь многому европейские натуралисты
научились у своих коллег-дикарей. И наконец, как хорошо известно
каждому полевому работнику, в примитивной общине всегда есть свой
социолог, идеальный информатор, способный с удивительной
точностью и проницательностью охарактеризовать raison d'etre*4,
функции и организацию многих институтов племенной жизни.
Конечно же, ни в каком доцивилизованном обществе наука не
может быть движущей силой - критикующей, обновляющей, созидающей.
Науку здесь никогда не делают сознательно. Но если исходить из
такого критерия, то придется признать, что у дикарей также нет ни
закона, ни религии, ни управления.
Однако вопрос, следует ли называть это "наукой" или же только
"эмпирическими и рациональными знаниями", в данном контексте не
имеет первостепенного значения. Мы попытались точно выяснить,
существует ли в сознании дикаря одна сфера действительности или
две, и обнаружили, что помимо сакрального мира культа и веры он
знает и светский мир практической деятельности и рационального
мировоззрения. Нам удалось очертить границы этих двух миров и
дать более подробное описание одного из них, теперь нам
необходимо перейти ко второму.
Примечания
*1 В нашей этнографической литературе термин "primitive
societes" чаще всего переводится как "первобытные общества", что
определенным образом искажает теоретические позиции большинства
западных авторов, им пользующихся. Для них примитивные общества -
это, в первую очередь (хотя не только), уцелевшие до нашего или
существовавшие до недавнего времени и изучавшиеся этнографически
догосударственные и раннегосударственные общества,
характеризующиеся относительно менее сложной социальной
организацией, чем развитые государственные системы Однако
западными авторами считается (несомненно справедливо), что все
эти общества прошли длительную самостоятельную историю со времени
дописьменной эпохи и поэтому не могут рассматриваться как
первобытные в подлинном смысле этого слова. Для авторов, не
приверженных марксистскому формационному подходу к социальной
истории, термин "первобытные общества" в целом нетипичен, говоря
об обществах, известных лишь по археологическим памятникам, они
предпочитают пользоваться термином "доисторические общества".
Поэтому мы сочли правильным по всему тексту воспроизводить слово
"примитивные", несмотря на некоторый негативный оттенок, который
может быть усмотрен в нем неподготовленным читателем. Для
специалистов он полностью отсутствует.
*2 "Notes and Queries on Anthropology" - "Заметки и
разъяснения по антропологий" - широко известное и очень солидное
справочное издание по социальной и культурной антропологии.
Многократно переиздавалось в начале XX в Королевским
антропологическим Институтом в Лондоне.
*3 Орехи бетеля оказывают наркотическое действие.
*4 Смысл, причина бытия (фр.). - Прим. пер.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|