Никитина Серафима Евгеньевна , кандидат филологических наук,
старший научный сотрудник Института языкознания РАН
E-mail: serafima@iling.msk.su
ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЛИНГВОФОЛЬКЛОРИСТИКИ
Тезисы к лекции на семинаре "Оппозиция устности/ книжности в "низовой" словесности и традиции "наивной литературы" (Москва, ИВГИ РГГУ, 20-22 апреля 2000 г.) в рамках виртуальной мастерской "Традиции спонтанных культур: жизнедеятельность и морфология"
Полный текст лекции
Термин "лингвофольклористика", удачно введенный курским ученым Л.Т.Хроленко, покрывает область исследований, непосредственным объектом которых является фольклорный текст (общий объект с фольклористикой), а важнейшей лингвистической задачей - описание языка фольклора.
Исследование языка фольклора в отечественной науке имеет свои традиции: достаточно указать на такие имена, как А.А. Потебня и А.Н. Веселовский. В настоящее время в области лингвофольклористики плодотворно работают группы ученых в Курске, Воронеже, Петрозаводске.
Элементы фольклорного текста могут быть объектом описания нескольких наук: истории языка в соединении с диалектологией, этнолингвистики, стилистики, фольклористики, или лингвофольклористики. Взаимоотношения между науками, участвующими в описании фольклорного текста, определяются задачами описания. Если задачей является исследование того, как народный менталитет отражен в языковых стереотипах, то фольклор, наряду с этнографическими данными, является источником и материалом описания, выполненного в рамках этнолингвистики. Если же задачей является описание языка фольклора, структуры фольклорного текста, фольклорной картины мира, то можно говорить о лингвофольклористическом исследовании.
Предмет лингвофольклористики находятся на скрещении поэтики и этнографии, поэтому результаты исследований могут внести вклад в обе эти науки. Однако само название направления говорит прежде всего о теснейшей связи с фольклористикой. Современная лингвистика своими методами и результатами может помочь решить собственно фольклористические проблемы. Так. для понимания эстетических принципов фольклорного видения мира большое значение имеют лингвистические работы по текстообразованию (Е.Б.Артеменко и ее ученики).
Одним из главных направлений в лингвофольклористике является создание словарей языка фольклора (рук. проектов - Л.Т. Хроленко (Курск) и С.Е.Никитина (Москва), которые рассматриваются как способ представления фольклорной картины мира. От этнолингвических словарей словари лингвофольклористические отличаются типом входных единиц (слово, а не семантическая единица), жанровым приниципом описания, тезаурусной формой. Единицей описания в словаре-тезаурусе являются наиболее семантически и аксиологически нагруженные слова-концепты. Тезаурусное описание, включающее несколько десятков семантических тезаурусных функций (фасетов - в терминах когнитивной лингвистики), обнаруживает семантическую структуру не только фольклорного концепта, но и текста, в котором он живет, поскольку тезаурусные функции, описывающие слово-концепт, одновременно указывают на регулярные отношения, строящие текст и тем самым лексикографическое описание оказывается связанным с синтаксическим. С другой стороны, описание фольклорного концепта смыкается с выделением фольклорных мотивов, описание глубинной грамматики текста - с исследованием его композиции. Жанровый принцип описания позволяет выделить лексические, семантические, поэтические и аксиологические характеристики жанров.
Если отделить общие представления о мире и набор ценностных ориентиров как предмет описания модели мира от конкретных языковых единиц как предмета описания культурно-языковой картины мира, то, по-видимому, можно сказать, что к фольклорным смыслам фольклорист попытается идти от своих представлений о модели, а лингвист идет от описания семантики слова. Конечный итог совместного исследования должен быть сплавом, способным дать описание и объяснение всем важнейшим элементам фольклорного мира.
Особое направление может составить музыкальная лингвофольклористика, исследующая взаимосвязи текста и напева на всех уровнях от фонетического до лексического и показывающая способы членения текста в разных песенных и певческих жанрах. Пока, за редким исключением, этим занимаются только музыковеды - в сугубо практическом плане. Между тем, для конфессиональных культур, таких, как духоборческая и молоканская и их особыми певческими стилями, подобные исследования должны стать одними из самых важных в понимании типа культуры, а кроме того, могли бы дать материал для новых теоретических выводов о типе фонетических признаков в языке вообще.
Литература.
Артеменко Е.Б. Синтаксический строй русской народной лирической песни в аспекте ее художественной организации. Воронеж, 1977.
Артеменко Е.Б. Принципы народно-песенного текстообразования. Воронеж, 1988.
Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993.
Никитина С.Е. Культурно-языковая картина мира в тезаурусном описании. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1999.
Фольклорная лексикография, вып. 1-16. Курск, 1994-1998.
Хроленко Л.Т. Семантика фольклорного слова. Воронеж, 1992.
|